Электронное тестирование с помощью программы MyTest как средство контроля знаний студентов на уроках информатики
Электронное тестирование с помощью программы MyTest как средство контроля знаний студентов на уроках информатики
Ахметова Наталья Алексеевна, Тихонова Анна Николаевна,
преподаватели информатики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Тотемский политехнический колледж»
В настоящее время в образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности.
Качество овладения учебного материала зависит от многих условий, среди которых существенную роль играет контроль. Контроль знаний и умений студентов, который осуществляется преподавателем, направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление когнитивной способностью учащихся в целом.
Проблема контроля учебных достижений студентов всегда очень актуальна, особенно по информатике, так как существует грань между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Студенты могут с успехом работать за персональным компьютером, но при этом не ориентироваться в теоретическом материале.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит все большее применение. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке заданным стандартам, выявить пробелы в подготовке студентов. В сочетании с персональными компьютерами и программно – педагогическими средствами тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и адаптивного контроля – наиболее эффективных, и, к сожалению, наименее применяемых форм организации учебного процесса.
Настолько значимые для образования возможности педагогических тестов могут проявиться только при условиях изменения общей организации учебного процесса: перехода от привычных групповых форм занятий к индивидуальным, создания повышающих персональную ответственность студентов и преподавателей за результаты своего труда. Еще одно условие – это преодоление распространенного мнения о простоте педагогического теста и о простоте методов его создания.
Применение интерактивных тестов, созданных с помощью программы MyTest, помогает преподавателю оценить качество знания студентов, как по теме, так и по разделу, провести как текущий, так итоговый контроль, а так же помогает приспособить студентов к решению заданий ЕГЭ.
По определению, тест – определенный набор заданий после выполнения, которых определяется способность к выполнению каких-либо действий. Тестирование в учебе – это способ измерения знаний учащихся, основанный на применении педагогических тестов. Компьютерное тестирование - это средство, которое позволяет с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знание большого количества студентов.
Компьютерные тесты положительно воспринимаются студентами. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора. Еще одним предпочтением компьютерных тестов является то, что в процессе проверки знаний студенты видят в преподавателе не оппонента, а союзника.
Основные требования к содержанию электронных тестов:
соответствие содержания электронного теста ФГОС;
полнота включенного в электронный тест учебного материала, достаточного для освоения дисциплины;
поддержка всех видов занятий, предусмотренных учебным планом;
простота и удобство применения, эргономичность, поддержка активности студента;
продуманные и эргономичные процедуры дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентами.
При разработке интерактивных тестов с помощью программы MyTest необходимо учитывать, что каждый тест должен включать в себя следующие обязательные компоненты: инструкция; текст задания (вопроса); варианты ответов; правильные ответы.
При создании теста с помощью программы MyTest можно выбрать тип задаваемого вопроса:
в задании типа «Одиночный выбор» испытуемому предлагается выбрать один ответ из нескольких предложенных вариантов;
в задании типа «Множественный выбор» испытуемому предлагается выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов;
в задании типа «Указание порядка» испытуемому предлагается упорядочить предложенные варианты согласно некоторому критерию;
в задании типа «Сопоставление» испытуемому предлагается установить соответствие между предложенными вариантами и имеющимися категориями;
в задании типа «Ручной ввод текста (числа)» испытуемому предлагается ответить на некоторый вопрос или ввести пропущенный текст (число);
в задании типа «Часть изображения» испытуемому предлагается указать часть изображения;
в задании типа «Перестановка букв» испытуемому предлагается указать исходное слово;
в задании типа «Да/нет» испытуемому предлагается указать один из вариантов ответа: Да или Нет.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами контроля.
Интерактивные тесты созданы с помощью программы MyTest позволяют:
более рационально использовать время занятия;
охватить больший объем содержания;
быстро установить обратную связь со студентами;
определить результаты усвоения материала;
сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях.
При наличии компьютерной сети, используя модуль журнала MyTest, можно легко:
Организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся студенту и отправляются преподавателю. Преподаватель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время.
Организовать раздачу тестов студентам через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов.
Непосредственно следить за процессом тестирования. Можно видеть, кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.
Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме: тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме: за неверные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме: тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительной обучающей возможности тестовых заданий, использование которой станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.
Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Файл с тестом зашифрован и сжат.
MyTest имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. В программе предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов.
В программе для проведения компьютерного тестирования быстро можно сформировать «бумажный» вариант теста.
Программа MyTest распространяется бесплатно. Некоммерческое использование программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, преподаватель и студент могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных вложений.
Интерактивные тесты можно применять на различных этапах занятий (вводный, текущий, заключительный инструктаж), на различных этапах контроля (входной, текущий, рубежный, итоговый). Они привлекают внимание студентов своим разнообразием, яркостью, возможностью самостоятельно создать мини программу для компьютера, которая не только считает оценку, но и будет применяться на занятиях, приобретая практическую значимость для студентов.
Создание интерактивных тестов с помощью программы MyTest не требует специальных знаний и умений. Простота изготовления тестов дает возможность пробовать свои силы как опытным, так и начинающим пользователям.
Список используемой литературы:
Воробейчикова, О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний/О.В.Воробейчикова//Информатика и образование. – 2015г. - №7. – с.14-17
Герасимова, Г. Компьютерное тестирование на уроках информатики/Г.Герасимова//Информатика и образование. – 2016. - №109. – с.113-115.
Пак, Н.И. Методика составления тестовых заданий/Н.И.Пак// Информатика и образование.2017г. - №5. – с.21-26.
Пшукова, М.М., Мащенко, М.В. Использование тестов на занятиях информатики в системе СПО Информатика и образование. – 2016. № 11. – С. 75 – 78.
Самылкина, Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 176с.
Тимаева, В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися [Электронный ресурс]/В.С.Тимаева// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2015 учебного года.
Хубаев, Г.В. О построении шкалы оценок в системах тестирования.// Высшее образование в России. – 2016. № 1. – С. 67 – 81