12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Блинов Иван Викторович24
Преподаватель Белоярской МБОУ СОШ № 14 и Екатеринбургского колледжа управления и сервиса
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
2

Статья на тему «Тестирование как метод контроля в учебном процессе»

Тестирование как метод контроля в учебном процессе.

 

Блинов И.В., ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат «Эверест»

Проблема выбора метода контроля качества сформированных знаний, умений и навыков в учебном процессе имеет важное значение для среднего образования [5]. Существует ряд мнений «за» и «против» использования тестирования в учебном процессе. Одни рассматривают тесты как средство преобразования учебного процесса в сторону его технологизации и снижения трудоемкости. Другие видят в этом средство принижения роли преподавателя-педагога, а результаты тестирования считают не вполне достоверными.

Важным компонентом любой учебной деятельности является контроль усвоения знаний. Контроль выполняет целый ряд функций в учебном процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и пр. Контроль призван обеспечить обратную связь преподавателя-педагога и ученика. Помимо прочего, с его помощью вносятся необходимые коррективы в учебный процесс.

Технологизировать функцию контроля и призваны тесты. В рамках учебного процесса тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Кроме того, тесты легко тиражировать и адаптировать под потребности разных аудиторий [4, С. 4].

И.Н. Гулидов выделяет ряд проблем в реализации тестовой формы контроля в российской школе: необходимость разработки учебников, ориентированных на тестовую форму контроля знаний; значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных материалов; необходимость преодоления сопротивления и комплекса предубеждений со стороны оппонентов; а также небольшое количество специалистов по тестированию в системе среднего образования [3].

С 2009 года в Российской Федерации для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации является единый государственный экзамен. В связи с этим, в настоящее время приходится в обязательном порядке вводить тестовые технологии в систему обучения.

В старших классах школ и гимназий важным считается сформировать у учащихся навык самостоятельного получения знаний. Вероятно, с этим связано большое количество часов, отводимых на самостоятельную работу в учебных планах. В том числе и поэтому тестирование постепенно, но неуклонно становится основной формой сдачи экзаменов в российских школах, хотя и встречает некоторое сопротивление в профессиональной среде [1].

В то же время, нужно отметить и недостатки этого метода: тестирование активирует в основном запоминательную функцию мозга и, случается, что через небольшой срок учащиеся забывают весомую часть пройденного материала. Иногда, при небрежной подготовке, возникает опасность запоминания и фиксации ложных ответов учащимися [1, С. 153]. Далеко не всегда тестирование точно отражают степень усвояемости и полноту знаний учащихся, а, нередко, приучает их к угадыванию ответов вместо добросовестного изучения предмета [2, С. 85]. Кроме того, тестирование ориентируется на усредненного ученика и слабо мотивирует способных учащихся углубленно изучать предмет. Также разработка качественного теста – это весьма длительный и трудоемкий процесс.

Таблица 1. Плюсы и минусы тестирования как метода контроля в учебном процессе.

Функция

Содержание

Плюсы

Минусы

Диагностика и контроль

Выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся.

- Быстрый, широкий, объективный метод диагностики знаний учащихся;

- возможность компьютерного ввода и обработки результатов.

Не всегда точно отражает степень усвояемости и полноту знаний у учащихся.

Обучение

Мотивирование учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Дополнительные меры стимулирования учащихся:

- раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки;

- наличие в самом тесте наводящих и формирующих вопросов;

- совместная работа над ошибками.

- Ориентируется на усредненного ученика,

- слабо мотивирует способных учащихся углубленно изучать предмет.

Воспитание

Периодичность и неизбежность тестового контроля.

- Дисциплинирует учащихся;

- помогает выявить и устранить пробелы в знаниях,

- формирует стремление развить свои способности.

Приучает некоторых учащихся к угадыванию ответов вместо изучения предмета.

 

В целом, несмотря на некоторые существенные недостатки, тестирование остается важнейшим элементом системы контроля усвоения знаний в рамках учебного процесса.

В ходе тестирования у учащихся развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования, тайм-менеджмента и самоконтроля.

Сформированный учащимися навык работы с тестовыми заданиями, позволит им лучше сдавать единый государственный экзамен.

Для повышения эффективности тестирования, все учебные тесты в обязательном порядке должны проходить апробацию и стандартизацию.

Также, необходимо отметить, что при работе с учащимися с дисграфией и дислексией тестирование остается, пожалуй, единственным эффективным методом контроля усвоения знаний.

Библиографический список

1. Гостомыслов Л. Тестирование: плюсы и минусы. // Высшее образование в России. 2001, № 3, С. 152-154;

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-plyusy-i-minusy

2. Григорьева А.И., Колодин М.Ю. Перспективный подход к тестированию знаний и тестов. // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011, № 10, С. 84-91.

3. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2005. – 240 с.

4. Методические материалы «Тесты в образовательном процессе». Сборник методических материалов. / Авторы сост. Десятерик Ю.Е, Марченко М.В. Таганрог, 2015. – 28 с.

5. Пачурин Г.В., Тюмина Н.С., Шевченко С.М. Анализ тестирования как средства контроля знаний обучающихся. // Современные проблемы науки и образования. 2017, № 4;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26716

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.