Методические рекомендации «Информационные технологии как средство контроля на уроках биологии»

0
0
Материал опубликован 10 August 2020

Васильева Оксана Сергеевна,

учитель биологии и химии высшей квалификационной категории,

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Международный Институт Дизайна и Сервиса» (ЧОУВО МИДиС)

Общеобразовательная школа «7 ключей»,

Челябинская область, г. Челябинск

Информационные технологии как средство контроля на уроках биологии (из опыта работы учителя)

Аннотация. Статья посвящена практическому использованию информационных технологий в учебном процессе, применению некоторых образовательных сервисов в современном технологичном обществе, которые вносят новые формы диалога и общения в образование. Применение образовательных сервисов уже неотъемлемая часть образовательного процесса, к которой учитель должен быть готов, необходимость этого диктует само современное общество.

Ключевые слова: информационные технологии, формы контроля, виды контроля, образовательные сервисы, мотивация, игра в обучении.

Современное общество невозможно представать без информационных технологий и сети Интернет. В настоящее время наша даже бытовая жизнь неразрывно связана с информационными коммуникациями, а где как не в образовательной школьной среде получать важнейшие навыки по становлению, развитию и совершенствованию информационной компетенции будущих выпускников школ как активных участников современного общества.

Оценка достижения планируемых результатов обучения школьников складывается из: достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение последних, может быть описано как оценка планируемых результатов по отдельным предметам, и обеспечивается за счет учебного плана образовательной организации. Важнейшая составляющая предметных результатов – это система предметных знаний, полученных школьником в период обучения по предметам основной образовательной программы.

Как проверить предметные результаты? Как контролировать успешность усвоения предметных знаний школьником? Как оценить предметные результаты? Основные вопросы педагогов школы.

В теоретической и практической педагогике важное место всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки образовательных результатов обучающихся в учебном процессе, ибо они являются необходимыми компонентами последнего. Практика показывает, что природная любознательность ребёнка ко времени обучения в старшей школе заметно ослабевает. И контроль образовательных результатов обучающихся старших классов, с позиций компетентностного подхода, для решения поставленных целей обучения и воспитания, предполагает управление познавательной деятельностью обучающихся и применение необходимых и достаточных знаний в жизни. Систематическая информация о состоянии образовательных результатов обучающихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и правильно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний. Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему знания, усвоенные обучающимися за определенный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. [4]

Федеральный государственный стандарт среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

предметные результаты, включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Метапредметные результаты: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. [6]

Федеральный стандарт определяет важность проведения мониторинговых процедур различного характера для установления уровня освоения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Контроль и мониторинг знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки учебных достижений. На современном этапе развития системы образования наибольшее распространение получили следующие формы педагогического контроля:

  • тематический – глубокое изучение знание и умений обучающихся по ключевым темам учебной программы;
  • фронтально-обзорный – пилотажное изучение знаний и умений коллектива обучающихся по общим вопросам;
  • персональный – всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;
  • классно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений обучающихся в конкретном классе;
  • предметно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений обучающихся по отдельным предметам;
  • оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе;
  • формирующий – оценивание в течение всего времени обуения для установки обратной связи от обучаемых к учителю;
  • итоговый – оценивание конечных результатов обучения. [3]

Современная дидактика выделяет методы устного, письменного, практического, метод наблюдений и тестирования. Отдельные ученные выделяет методы графического и практического, лабораторного и программированного контроля (Ю. К. Бабанский) и метод портфолио.

1. Метод устного контроля имеют давнюю традицию, чем письменная. Она появилась в школах в средневековья в форме диспута. Основы устного контроля составляет речь или беседа. Индивидуальный опрос позволяет получить более полные и точные данные об уровне усвоения.

2. Метод письменного контроля предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Перовский Е. И. в своей монографии показывает этапы признания этого метода контроля педагогической общественностью. Всякая письменная работа за собой оставляет после себя некий документ, который может остаться у проверяющего и обеспечить тщательность контроля и оценки. Возможность перепроверки повышает ответственность учителя за оценку как результат контроля и оценки. При письменной проверке легче осуществить равенство меры выявления знания, что повышает справедливость оценки.

3. Метод практического и графического контроля, обладают специфическими чертами, ограничивающими применения в большинстве учебных предметов. Используется они лишь в сочетании с письменным и устным контролем. Так в качестве практического задания ученик проводить последовательное и параллельное соединение некоторых приборов и учебного оборудования в электрической цепи (физике); получает кислоту или щелочь путем соединения данных химических веществ (химия); определяет схожесть семян (биология) и т. п.

4. Метод программированного контроля (машинный), он естественно, имеет непосредственное отношение к программированному обучению, или точнее контроль здесь как выступает неотъемлемая составная часть. При программированном обучении весь материал, подлежащий к усвоению разбиваются на части, разбивается на порции (шаги, кванты, ступени). Они изучается последовательно одна за другой.

5.Метод портфолио. Применения находит форма проверки достижения обучающихся с помощью портфолио (итал. portfolio-папка с документами). Данный метод позволяет отбирать, фиксировать и оценивать, материализованные продукты учебно-познавательной, творческой, коммуникативной и других видов деятельности учащихся в периоде обучения, включает нет только оценку, но и самооценку, а также всесторонне характеризует личность обучающего, его интересы, склонности, прогресс и достижения в различных областях.

6. Тестовый контроль. Аванесов В. С. отмечает, что тестирование, как метод проверки и оценки отличается от традиционных методов тем, что тест сам по себе уже является шкалой. Шкала представляется собой числовую систему, в которой отношения между различными объектами выражены свойствами числового ряда. Роль элементарной единицы измерения выполняет контрольные задания, подобранные для определения уровня знаний. Получаемые при измерении числа позволяет глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, что особенно важно для научно-обоснованной постановки тестового контроля. [2]

Тестовый контроль является современным методом проверки результатов обучения и в начале XX в. стал самым популярными во многих странах. В середине XX в. технический прогресс и растущий динамизм жизни привели, с одной стороны, к росту потребностей людей в эффективном образовании, с другой – к новым методам его получения. Одним из наиболее существенных инновационных подходов к решению проблемы модернизации системы образования и управления учебными заведениями явилась информатизация образования. [3]

Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время являются необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения. [1]

В настоящее время трудно оспаривать значимость применения компьютеров в обучении, поскольку именно компьютеры и гибкие алгоритмы, используемые при разработке практически всех педагогических программных средств, в настоящее время являются мощным сопровождением и поддержкой учебного процесса и технологий самообразования.

Использование сети Интернет и технологий, основанных на ее использовании, является мощным средством введения в учебный процесс активных методов обучения. Они способствуют усилению интерактивности учебного процесса, активации познавательной деятельности, адаптации к индивидуальным возрастным особенностям обучающихся, повышению творческого потенциала. [3]

На уроках биологии, как на любом другом предмете, в качестве средства контроля знаний можно использовать информационные технологии и сеть Интернет. На сегодняшний день существует множество образовательных сервисов, позволяющих создание различных диагностических и мониторинговых заданий разных форм, в том числе автоматизированных.

Информационные технологии контроля с использованием автоматизированных тестовых форм применяемых учителем при изучении школьных предметов позволяют объективизировать оценку образовательных результатов обучающихся старших классов, за счет единой шкалы оценивания, адекватной структуре образовательных результатов.

Автоматизированные тестовые формы контроля позволяют адекватно оценить предметно-содержательные, содержательно-деятельностные и индивидуально-личностные компоненты, характеризующие ключевые компетентности обучающихся старших классов. Показателями содержания указанных компонентов ключевых компетентностей являются:

предметно-содержательные: полнота, обобщенность, системность, правильность;

содержательно-деятельностные: прочность, исследовательские умения;

индивидуально-личностные: информационно-коммуникативные умения.

Применение автоматизированные тестовых форм способствует развитию информационной компетентности обучающегося, при условии сопровождения процесса контроля автоматизированными обучающими программами на подобии MyTest (мой тест). [4]

Такими системами контроля могут быть и онлайн-сервисы, не требующие установки, лишних компьютерных навыков и подходят для использования на любых образовательных предметах.

В настоящее время очень много образовательных онлайн-сервисов, которые позволяют эффективно выстраивать образовательный процесс, помогают учителю и ученику, направлены на достижение разных образовательных целей. В старшей школе особенно важно использовать различные «сервисы-мотиваторы», чтобы поднять интерес к предмету, или усилить и углубить знания профильного направления.

Для работы было выбрано шесть сервисов/ программ, которые активно используются в работе, апробированы, учтены положительные и отрицательные аспекты.

Характеристика используемых сервисов/программ

MyTest. Программированное тестирование, это позволяет использовать любые виды контроля: текущий, тематический, итоговый контроль, с %-ным результатом и автоматической отметкой за работу, и возможность установления временных рамок работы.

Результаты ученик видит в виде круговой диаграммы, где указаны процент выполнения работы, проценты допущенных ошибок и оценку своей работы.

Учитель может посмотреть результаты как отдельного ученика, так и в целом всего класса.

Google-форма. Тематический контроль с возможностью анализа, сравнения, обобщения, с %-ным результатом и автоматической разбалловкой.

Учитель получает результаты в разных форматах: excel-таблицы, по отдельным ученикам, в виде диаграммы по основным частым ошибкам.

Сервис «Мультиурок» multiurok.ru. Тематический контроль с возможностью анализа, сравнения, обобщения, с %-ным выражением результатов, и возможность установления временных рамок работы. Удобный формат установления времени, школьник не задержится больше положенного с тестом, подходит для проверки домашнего задания в начале урока.

Ученик видит свой результат в виде процентного соотношения, а оценку устанавливает сам учитель в зависимости от процентного выполнения работы.

Ученик имеет возможность посмотреть свои ошибки и правильные ответы. Учитель получает сводную ведомость всех ответов.

Сервис «Kahoot» kahoot.com. Игровая форма может быть использована на этапе обобщения и систематизации знаний, или на этапе первичной проверки, с возможностью контроля времени на ответ и интересным звуковым сопровождением.

Результаты можно видеть в виде распределения мест – 1, 2 и 3 место, что еще раз доказывает формат соревнования, учитель видит результаты в таблицах, которые можно скачать.

Сервис «Quizlet» quizlet.com. Сервис по отработке понятийного (терминологического) аппарата, с разнообразными формами работы с понятиями: заучивание, понимание, скорость восприятия, правописание и пр., неограниченно по времени, с рейтинговой самооценкой.

Ученик видит результат по каждому из разделов с прогрессивной шкалой выполнения.

Этот сервис позволяет многократно повторять одно и тоже действие, чтобы убедиться в действительном запоминании того или иного термина, поэтому обычно сервис не используется с цель выставления оценок за работу. Такая работа захватывает детей, повышает интерес, так как формы заучивания постоянно сменят друг друга. И работа без оценок несколько расслабляет школьников, позволяет им лучше подготовиться к последующей контрольной работе.

Образовательная платформа Learnis learnis.ru. Игровая форма работы. Создание учебных веб‑квестов, викторин и интеллектуальных онлайн‑игр всего за несколько минут. Интересная платформа для создания своих квестов. Интересна для дополнительных заданий, для включения в разработки заданий внеурочной деятельности, для творческих домашних заданий, для включения в любой урок.

В таблице 1 представлен краткий анализ – описание активно используемых сервисов (программ) на уроках биологии.

Таблица 1. Сравнение различных онлайн-сервисов (программ) при подготовке диагностического материала для уроков старшей школы

Название сервиса (программы)

Положительные аспекты в использовании

Отрицательные аспекты в использовании

MyTest

Автоматизированная проверка, возможность купить тестовые продукты, а не составлять самим. Полный анализ результатов по классу (сколько допустил ошибок, сколько решил правильно, в баллах и %), с указанием потраченного времени на каждый ответ. Простота тестовых видов заданий (с выбором одного варианта, выбор нескольких ответов, краткий ответ, задания на соответствие).

Как учителю-предметнику (не информатику) необходимы навыки установки программ, и навыки работы с программным продуктом. Необходимо научиться составлять тесты в этой программе. Невозможность использовать смартфон для выполнения работы.

Google-форма

Возможность проведения любых видов контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый). Для школьника – полная доступность в использовании с любого электронного носителя, подключенного к сети Интернет. Для учителя необходимо наличие аккаунта в системе Google. Возможность использования в тесте несколько иллюстраций, вопросов на соответствие, на выбор множества ответов из множества вариантов, краткую запись ответа, развернутый ответ, возможность вставлять в тесты тексты/ текстовые задачи. Использовать несколько разделов в одной диагностической работе, использование видеофрагментов в тестовом задании (только с www.youtube.com)

Разбалловка устанавливается самим учителем, поэтому носит субъективный характер. Если же использовать процент выполнения заданий, то можно привести результативность к общеизвестным стандартам оценивания.

Сервис «Мультиурок»

multiurok.ru

Для школьника – полная доступность в использовании с любого электронного носителя, подключенного к сети Интернет, для учителя необходимо иметь свой личный кабинет (необходима регистрация на сайте). Возможность использования в тесте иллюстрации, возможность использовать математические формулы. Использование видеофрагментов в тестовом задании (только с www.youtube.com)

Небольшой вариант тестовых заданий: одиночный выбор, множественный выбор и краткий ответ.

Сервис «Kahoot»

kahoot.com

Для школьника – полная доступность в использовании с любого электронного носителя, подключенного к сети Интернет, для учителя необходимо иметь свой личный кабинет (необходима регистрация на сайте). Возможность использования в тесте иллюстрации, использование видеофрагментов в тестовом задании (только с www.youtube.com), музыкальное сопровождение создает эффект захватывающего соревнования. Возможность использовать не только свои созданные тесты-игры. Но и коллекцию самого сайта (но только на английском). Доступно приложение на смартфонах.

Англоязычный контент, с возможностью использования русского языка. Сложность использования заключается в наличии учительского (головного компьютера) и отдельных компьютеров (или смартфонов/планшетов) у школьников.

Сервис «Quizlet»

quizlet.com




Для школьника – полная доступность в использовании с любого электронного носителя, подключенного к сети Интернет, для учителя необходимо иметь свой личный кабинет (необходима регистрация на сайте). Можно классифицировать свои созданные модули по отдельным папкам. Это не тестовая система – это работа с понятиями по отдельным темам. Разные форматы работы с понятиями: заучивание, подбор, правописание, карточки, тест, письмо, аудирование (важно для иностранных языков). Доступно приложение на смартфонах.

Англоязычный контент, с возможностью использования русского языка. Платный контент, бесплатный не имеет всех возможностей, использовать свои фотографии (иллюстрации) можно только на платном контенте, в бесплатной версии можно загружать только из базы самого сайта.

Образовательная платформа Learnis learnis.ru.

Для школьника – полная доступность в использовании с любого электронного носителя, подключенного к сети Интернет, для учителя необходимо иметь свой личный кабинет (необходима регистрация на сайте). Инструменты регулярно пополняются командой разработчиков. Очень проста в использовании, не требует дополнительных знаний в информационных технологиях для создания своего квеста. Платформа красочно оформлена и интересна детям для игры. Возможна групповая работа.

Квест-комнаты в бесплатном продукте ограничены по возможностям.


Контроль – это необходимая часть образовательного процесса, которая проверяет соответствие полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. Контроль как важный и основной элемент в современной дидактике выполняет следующие функции, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2. Функции, выполняющие разные формы контроля данных онлайн-сервисов (программ)

Название сервиса (программы)

Функции контроля

Характеристика функций

MyTest

Диагностическая


Контролирующая

В результате определяется информация о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.

В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников с помощью любых видов контроля.

Google-форма

Сервис «Мультиурок»

multiurok.ru

Обучающая


Прогностическая

Совершенствование новых знаний.

Оценочная функция, позволяющая сделать выводы о сформированности знаний и возможность понять по результатам контроля достаточно ли усвоена тема, раздел, глава и пр., возможность сделать выводы для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.

Сервис «Kahoot»

kahoot.com

Развивающая


Воспитательная

Развитие речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.

Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Сервис «Quizlet»

quizlet.com

Ориентирующая

Воспитательная

Выявление степени изученности темы, самоконтроль и самообучение.

Образовательная платформа Learnis learnis.ru.

Развивающая

Воспитательная

Контролирующая

Обучение в игре.

Возможность сделать квесты разного уровня сложности для разных ребят возраста и уровня обученности.

Как вид домашнего контроля или как особая форма развивающего контроля (урок-викторина).

В образовании выделяют пять основных форм контроля, в таблице 3 представлены особенности форм контроля и выбранных сервисов для обучения.

Таблица 3. Формы контроля, которые можно использовать с данными онлайн-сервисами (программ)

Название сервиса (программы)

Формы контроля

Характеристика формы контроля

MyTest

Индивидуальная

Комбинированная

Индивидуальная работа ученика с диагностической работой (возможность дифференцированных заданий), это позволит учителю получить точные знания освоенности материала от каждого ученика в отдельности по теме, разделу, главе и пр.

Это сочетание индивидуального, фронтального и группового контроля.

Google-форма

Индивидуальная

Комбинированная

Сервис «Мультиурок»

multiurok.ru

Индивидуальная

Комбинированная

Сервис «Kahoot»

kahoot.com

Фронтальная

Групповая

Задания составляются учителем по небольшому объему знаний (например, параграф), при этом ответы должны быть краткие, это «живая» и активная работа, такая форма обычно не годится для проработки глубоких прочных знаний, но эффективность такой работы велика, так как ее можно проводить в виде интересной игры на данном сервисе, в том числе и в группах (от двух до 5 человек).

Сервис «Quizlet»

quizlet.com

Самоконтроль

Возможность использование данной формы на этом сервисе дома, для более продуктивной работы, снятия тревожности за полученную отметку, так как это сервиса для отработки понятийного аппарата без оценивания.

Образовательная платформа Learnis learnis.ru.

Самоконтроль

Групповая

Индивидуальная

Возможность использования платформы на всех типах уроков (при условии наличия у каждого ученика устройства с Интернетом).

Задания могут составляться по изученной главе, одному параграфу или только термину.


Представленные сервисы и платформы не являются единственными и лучшими, они показывают некий опыт работы на современных уроках, позволяют качественно и интересно учиться.

В современной системе образования особое место занимает вопрос об оценки достижения планируемых результатов обучения на любом этапе школьного образования, начиная с начальной школы. Школьная образовательная среда должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью. [3] Успешность этого во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует обучающихся, включает в самостоятельную деятельность, насколько точную и обратную связь она обеспечивает, насколько она информативна и понятна для самих школьников.

Применение образовательных сервисов уже неотъемлемая часть образовательного процесса, к которой учитель должен быть готов, необходимость этого диктует само современное общество.



Список литературы

Аксюхин А.А. Вицен А.А. Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке// Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 11 – С. 50-52. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25948.

Жунусакунова А. Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №20.1. — С. 26-29. — URL https://moluch.ru/archive/124/28564.

Киселев Г.М./ Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – Москва: Изательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016 – 304 с. – 978-5-394-02365-1.

Колесников Ю.Ю. Контроль образовательных результатов учащихся старших классов на основе информационных технологий: автореферат дис. кандидата пед.наук РГПУ им А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2010. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCa http://www.dissercat.com.

Оценка достижения планирумых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 . Ч 1. / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. :Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024003-1

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (с изменениями на 29 июня 2017 года).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации