Конспект открытого занятия «Элементы коми орнамента» (3–4 классы)
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Княжпогостского района
Конспект открытого занятия
«Элементы коми орнамента»
Медведникова Инга Николаевна, педагог дополнительного образования
г. Емва 2013 год
«Элементы коми орнамента»
Цель: Дать представление о коми орнаменте и его элементах
Задачи:
Обучающая:
-познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.
Развивающая:
-развитие зрительной памяти, наблюдательности , воображения, творческих способностей.
Воспитывающая:
-формирование эстетического вкуса, уважения к родному краю, быту народов севера и его творчеству, умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
Словесные: вступительное слово, объяснения педагога.
Наглядные: показ образцов(шаблонов)
Практические: выполнение практического задание(составить орнамент)
Материалы: бумага.
Оборудование: карандаш, шаблон.
Структура занятия:
1.Приветствие
2.Основное содержание занятия
3.Практическая работа
4.Рефлексия
5.Прощание
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми элементами коми орнамента. Кто из вас знает, что такое орнамент?(отвечают дети, предполагаемые ответы: украшение, рисунок, узор)
Педагог: Правильно, орнамент-это узор. Для чего люди используют орнамент?(отвечают дети, предполагаемые :ответы для красоты).
Педагог: Для украшения изделий. Какие изделия или предметы можно украшать орнаментом (дети перечисляют, предполагаемые ответы: посуду, одежду и т.п.).(Педагог показывает несколько предметов украшенных орнаментом(полотенце, шкатулку и т.п.)
Педагог: Из чего состоит орнамент(отвечают дети, предполагаемые ответы :из рисунков и т.п.).
Педагог : Из отдельных элементов.
В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. И по нему можно определить время и страну, где была создана та или иная вещь.
Если вы увидите орнамент ,который состоит из фигурок оленей, лосей, морошки, сможете определить где был нарисован орнамент? (дети отвечают).Правильно, это орнамент северных народов. А почему?(дети отвечают)Потому что у нас водятся в лесах лоси, в тундре олени, а на наших болотах растет морошка.
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы угадав их познакомитесь с некоторыми элементами нашего коми орнамента.
1.Стройный, быстрый, рога ветвистые.
Пасется весь день. Кто это? (олень)
Кто по снегу, по траве носит лес на голове (олень)
Посмотрите, как выглядит олень в орнаменте. К доске крепится элемент олень.
2.Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)
К доске крепится элемент лось.
3.Живет в лесу, ухает как разбойник.
Люди его боятся, а он людей боится.(филин)
К доске крепится элемент филин.
4.Голубой платок красный колобок,
По платку катается людям улыбается(солнце)
К доске крепится элемент солнце.
5.Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (корова)
К доске крепится элемент корова.
6.Любит моря и речки, хороший летун
Прекрасный пловец. Спит на воде ходит по земле.(чайка)
К доске крепится элемент чайка.
7.И в тайге ,и в океане он отыщет путь любой-
Умещается в кармане ,а ведет нас за собой (компас)
8.В воде она живет. Нет клюва, а она клюёт(рыба)
9.Носит брюки и рубахи, шляпу, бороду усы.
Он работает лопатой. Кто же это подскажи.(мужчина)
10.На далеком севере живет, где бегают красивые олени.
Он никогда почти не устает. Он никогда не знает лени (оленевод)
11.По горам ,по долам ходит шуба да кафтан (баран)
Посмотрите на нашу доску и скажите с какими элементами мы с вами познакомились.
(дети вместе с педагогом повторяют элементы).
Физминут (игра, найди правильно название элемента: дети делятся на две команды. Какая команда быстрее и правильно подберет к элементам его название)
Практическая работа.
Педагог: А сейчас представьте, что вам надо украсить орнаментом например полотенце. Перед вами на столах лежат карандаши и бумага. Попробуйте сами нарисовать орнамент, из одного элемента или из нескольких, какие вам понравились больше.(дети рисуют на бумаге орнамент).Давайте посмотрим что у вас получилось.(идет обсуждение кто что нарисовал)
Рефлексия.
-что такое орнамент?
-для чего используется орнамент?
-из чего состоит орнамент?
-с какими элементами мы познакомились сегодня?
На следующих занятиях я научу вас эти элементы плести из бересты. Сейчас убираем за собой рабочие места. До свидания.