Урок технологии в 1 классе на тему «Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?»
ГОУ ЛНР «Пролетарская школа им. О. Кошевого»
ТЕХНОЛОГИЯ
1 класс
Тема урока «Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?»
Подготовила:
учитель начальных классов
ГОУ ЛНР «Пролетарская школа
им. О. Кошевого»
Корнеева Анна Викторовна
Тема урока «Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?»
Цель: создание условий для формирования действий по согласованию усилий в процессе украшения змейки из геометрических фигур.
Задачи:
1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.
2. Украсить змейку, подобрать орнамент и выполнить работу в паре.
3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не нахожу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Актуализация опорных знаний.
Дидактическая игра.
- А теперь немного поиграем. Вам нужно определить где орнамент, а где узор. (презентация)
рис. Орнамент
рис. Узор
рис. Узор
рис. Орнамент
рис. Орнамент
Мотивация учебной деятельности.
Несложно орнаменты нарисовать:
Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.
И вот уже виден орнамент в рисунке,
И вот уже звёздочки ярко горят.
А также листочки и линии можно,
И птиц, и зверюшек... Поверьте, друзья!
Придумать орнаменты вовсе несложно,
И лишь без фантазии в этом деле нельзя!
Сообщение темы и цели урока.
Восприятие и осознание нового материала.
Рассказ учителя.
Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.
Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».
- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.
- Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Работа с иллюстрациями.
- Орнамент бывает нескольких видов:
Геометрический, состоящий из различных геометрических элементов
Растительный, составленный из рисунков цветов, плодов, листьев, веток
Антропоморфный, составленный из фигурок людей.
Зооморфный, животные, птицы, насекомые.
- Орнамент может быть размещен в круге, квадрате, полосе.
- Ребята, а как вы думаете где может быть использован орнамент?
- А сейчас мы поговорим о цвете в орнаменте. Как вы думаете какое значение он имеет?
Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке. Беспорядочное распределение цветов даже в самом оригинальном орнаменте может сделать его серым и невыразительным. Выбор цвета фона и рисунка определяет композицию.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз и рук
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травку покушали,
Тишину послушали
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Проектирование у доски геометрического орнамента.
- Какие фигуры будут представлены в орнаменте? (геометрические).
- Что является главным в геометрическом орнаменте? (повторяющийся узор из геометрических фигур).
– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.)
- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.
Без рук, без ног –
Ползает на брюхе.
Нет у неё слуха,
Не жуёт – глотает,
Смотрит – не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали? Кто? (Змея)
- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.
1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея.
- Как геометрические фигуры связаны с нашей темой?
2.Последовательность работы по плану на рисунке.
3.Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность.
Рефлексия
Итог урока.
- Какой бывает орнамент?
- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?
- Доставило ли вам эта работа удовольствие, радость?
- Если вы остались довольны своей работой на уроке, похлопайте в ладоши.
- Где можно найти практическое применение полученных знаний?