Лекция с мультимедийным сопровождением «Эпоха возрождения: светский характер культуры, гуманизм, антропоцентризм»

15
6
Материал опубликован 4 February 2020 в группе

Пояснительная записка.


Изучаемый предмет

История мировой культуры;

Мировая художественная культура;

Искусство.

Аудитория


1 курс СПО;

10 класс СОО;

11 класс СОО.

Цель

Расширение понятийной базы обучающихся за счет включения новых элементов.

Задачи


-Развивать исследовательские учебные действия;

-Развивать аналитические умения;

-Развивать ассоциативное мышление;

-Развивать умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-Воспитывать гуманистические ценности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.


Материал подготовлен к лекционно-практическому занятию по теме «Эпоха Возрождения: светский характер культуры, гуманизм, антропоцентризм». Может служить методической основой для разработки вводного урока при изучении раздела «Эпоха Возрождения». Лекция сопровождается учебно-методическим материалом – Презентация «Эпоха Возрождения» (Приложение 1) и учебно-дидактическим раздаточным материалом - Практическое задание «Место человека в античной культуре на примере эгейской, греческой и римской скульптуры» (Приложение 2).


Приложение 2, раздаточный материал Практическое задание
DOC / 594 Кб

Приложение 1, презентация "Эпоха Возрождения"
PPT / 13.97 Мб

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:

СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ, ГУМАНИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.

Возрождение или Ренессанс (Презентация: слайд 2, Приложение 1) – эпоха в истории культуры Европы. Отличительными чертами которой становятся светский характер культуры, гуманизм, антропоцентризм, восстановление идеалов античности. Расцвет интереса к античной культуре, ее «возрождение» обуславливает возникновение термина.

Культурный смысл эпохи Возрождения понимается как (Презентация: слайд 3, Приложение 1):

Расцвет культуры, характеризующийся повышенной культурной деятельностью, возникновением множества центров культурной жизни, развитием различных видов искусства, творческой свободой, появлением художников-универсалов;

Переворот в культуре: формирование реалистической системы в искусстве, изменение картины миры и характера культуры от религиозных к светским;

Переходный культурный этап от Средних веков к Новому времени: закладываются основы современной науки, развитие литературы и книгопечатания;

Восстановление идеалов античности: поиск нового человека и его нового духовного развития.

Возрождение не повторяет античный период в искусстве, а воспринимает античность как свою духовную родину и испытывает по отношению к ней ностальгическое чувство, возрождает ее представление о человеке.

Пример: античная скульптура.


Практическое задание (Раздаточный материал, Приложение 2).


Задание 1: Используя знания, полученные при изучении раздела «Культура Античности» заполните столбец «Значение» в таблице, отразив характерные черты образа человека в античной скульптуре различных периодов.

Задание 2: На основе данных таблицы сделайте вывод о развитии роли человека в античной культуре и искусстве___________________________________________________


Период

Произведение

Значение

Крито-микенская культура

t1580831898aa.jpg

Богиня со змеями

Антропоморфные статуи богов

Культовая скульптура изображающая божество в образе человека.

Греческая архаика


t1580831898ab.jpg

Курос

Куросы и коры

Культовая скульптура, изображающая обобщенный идеальный образ.

Греческая классика

t1580831898ac.jpg

Дорифор, Поликлет

Диадумен, Поликлет

Дискобол, Мирон

Канон мужской фигуры, реалистичная скульптура.

Эллинизм

t1580831898ad.jpg

Афродита Книдская, Пракситель

Отдыхающий сатир, Пракситель

Обращение к чувственности человеческой натуры.

Древний Рим

t1580831898ae.jpg

Скульптурный портрет Цезаря

Римский скульптурный портрет

Изображение реального человека, передача не только портретного сходства, но стремление показать черты характера, индивидуальные особенности.

Вывод: Развитие античного искусства на примере скульптуры свидетельствует о возрастании интереса к человеку, его внутреннему миру, мы наблюдаем постепенное признание ценности человеческой личности в культуре Античности.


Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Система ценностей эпохи Возрождения, противопоставлявшаяся схоластике и церковному господству. Зарождается в Италии IV века (Презентация: слайд 4, Приложение 1).

Схоластика:

    1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных логических аргументов для теоретического обоснования догматов (основных положений) церкви.
    2. Знания оторванные от жизни, построенные на отвлеченных рассуждениях.

Пример: доказательство бытия бога.

"Бог есть, так как все живое создано богом".


Гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику. Возникает новый светский характер мышления, изменяющий и духовную атмосферу общества.

Гуманистическое мировоззрение Ренессанса отражало реальные общественные изменения: падение авторитета церкви, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в целом. Гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта – отличительные черты общества, доступные для каждого идеи антропоцентризма.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Идеи новой эпохи возникают во Флорентийской республике XII века (Презентация: слайд 5, Приложение 1).

Периодизация итальянского Возрождения (Презентация: слайд 6, Приложение 1):

Конец XII – XIV века – Проторенессанс (дученто) (Презентация: слайд 7-8, Приложение 1);

XIV-XV века – раннее Возрождение (треченто) (Презентация: слайд 9-10, Приложение 1);

Конец XV века (1490-е) – первая треть XVI века – Высокий Ренессанс (кватроченто) (Презентация: слайд 11-12, Приложение 1);

Вторая половина XVI века – позднее Возрождение (чиквиченто), или Возрождение в Венеции (Презентация: слайд 13-15, Приложение 1).

Ренессанс зарождался и развивался как итальянское культурное явление, распространившись на территорию Западной и Центральной Европы (Нидерланды, Германия, Франция, Англия), приобретает национальные черты и свои особенности развития в новом культурном явлении – Северном Возрождении.

Основные гуманистические представления эпохи Ренессанса утверждают самоценность человеческой личности, творческую самостоятельность, духовную и телесную красоту человека, его достоинство, свободу разума и мысли.


Литература:

    1. Мировая художественная культура, учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл.
    2. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч. 1 : [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 375 с. : ил.
    3. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366, [2] с. ил.
    4. Мировая художественная культура, учебник: среднее профессиональное образование / О.И. Андреева – 4-е изд. – Галерея «Юла», 2008. – 430с. с ил.

Иллюстрации:

    1. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Snake_Goddess_Crete_1600BC.jpg/800px-Snake_Goddess_Crete_1600BC.jpg
    2. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/Doriphorus02_pushkin.jpg
    3. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Apollo_of_Tenea_Glyptothek_Munich_168.jpg
    4. https://imgprx.livejournal.net/0383d8e06c35585843335820e6c49c9cf5520f95/h912pyCBpJAqaXKEB1LbYc-Oo2A0Ac1PYOiRy2e01CQ39CC0959I9rjTlL4FbzukQ-gRQoPKYf7hz8-PEQPmhQPwqe5nPhNLN-269oqhrpY
    5. http://ancientrome.ru/art/artwork/sculp/rom/republic/statesman/iulius-caesar/iul024.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не открывается Презентация. Перезагрузите, пожалуйста!

4 February 2020

Андрей Геннадьевич, я сейчас все перепроверила, ссылка на презентацию работает, файл скачивается и открывается, попробую обратиться в техподдержку. Спасибо за внимание к моей работе!

5 February 2020

Ольга Вячеславовна, презентация открывается без проблем. Спасибо за публикацию.

5 February 2020

Спасибо, Надежда Сергеевна!

5 February 2020

Спасибо за материал, Ольга Вячеславовна! Очень интересно!

7 March 2020

Благодарю Вас, Людмила Юрьевна!

7 March 2020