Лекция с мультимедийным сопровождением «Эпоха возрождения: светский характер культуры, гуманизм, антропоцентризм»
Пояснительная записка.
Изучаемый предмет | История мировой культуры; Мировая художественная культура; Искусство. |
Аудитория
| 1 курс СПО; 10 класс СОО; 11 класс СОО. |
Цель | Расширение понятийной базы обучающихся за счет включения новых элементов. |
Задачи | -Развивать исследовательские учебные действия; -Развивать аналитические умения; -Развивать ассоциативное мышление; -Развивать умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; -Воспитывать гуманистические ценности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. |
Материал подготовлен к лекционно-практическому занятию по теме «Эпоха Возрождения: светский характер культуры, гуманизм, антропоцентризм». Может служить методической основой для разработки вводного урока при изучении раздела «Эпоха Возрождения». Лекция сопровождается учебно-методическим материалом – Презентация «Эпоха Возрождения» (Приложение 1) и учебно-дидактическим раздаточным материалом - Практическое задание «Место человека в античной культуре на примере эгейской, греческой и римской скульптуры» (Приложение 2).
Приложение 2, раздаточный материал Практическое задание
DOC / 594 Кб
Приложение 1, презентация "Эпоха Возрождения"
PPT / 13.97 Мб
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:
СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ, ГУМАНИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ.
Возрождение или Ренессанс (Презентация: слайд 2, Приложение 1) – эпоха в истории культуры Европы. Отличительными чертами которой становятся светский характер культуры, гуманизм, антропоцентризм, восстановление идеалов античности. Расцвет интереса к античной культуре, ее «возрождение» обуславливает возникновение термина.
Культурный смысл эпохи Возрождения понимается как (Презентация: слайд 3, Приложение 1):
Расцвет культуры, характеризующийся повышенной культурной деятельностью, возникновением множества центров культурной жизни, развитием различных видов искусства, творческой свободой, появлением художников-универсалов;
Переворот в культуре: формирование реалистической системы в искусстве, изменение картины миры и характера культуры от религиозных к светским;
Переходный культурный этап от Средних веков к Новому времени: закладываются основы современной науки, развитие литературы и книгопечатания;
Восстановление идеалов античности: поиск нового человека и его нового духовного развития.
Возрождение не повторяет античный период в искусстве, а воспринимает античность как свою духовную родину и испытывает по отношению к ней ностальгическое чувство, возрождает ее представление о человеке.
Пример: античная скульптура.
Практическое задание (Раздаточный материал, Приложение 2).
Задание 1: Используя знания, полученные при изучении раздела «Культура Античности» заполните столбец «Значение» в таблице, отразив характерные черты образа человека в античной скульптуре различных периодов.
Задание 2: На основе данных таблицы сделайте вывод о развитии роли человека в античной культуре и искусстве___________________________________________________
Период | Произведение | Значение |
Крито-микенская культура |
Богиня со змеями Антропоморфные статуи богов | Культовая скульптура изображающая божество в образе человека. |
Греческая архаика |
Курос Куросы и коры | Культовая скульптура, изображающая обобщенный идеальный образ. |
Греческая классика |
Дорифор, Поликлет Диадумен, Поликлет Дискобол, Мирон | Канон мужской фигуры, реалистичная скульптура. |
Эллинизм |
Афродита Книдская, Пракситель Отдыхающий сатир, Пракситель | Обращение к чувственности человеческой натуры. |
Древний Рим |
Скульптурный портрет Цезаря Римский скульптурный портрет | Изображение реального человека, передача не только портретного сходства, но стремление показать черты характера, индивидуальные особенности. |
Вывод: Развитие античного искусства на примере скульптуры свидетельствует о возрастании интереса к человеку, его внутреннему миру, мы наблюдаем постепенное признание ценности человеческой личности в культуре Античности.
Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Система ценностей эпохи Возрождения, противопоставлявшаяся схоластике и церковному господству. Зарождается в Италии IV века (Презентация: слайд 4, Приложение 1).
Схоластика:
- Средневековая философия, создавшая систему искусственных логических аргументов для теоретического обоснования догматов (основных положений) церкви.
- Знания оторванные от жизни, построенные на отвлеченных рассуждениях.
- Средневековая философия, создавшая систему искусственных логических аргументов для теоретического обоснования догматов (основных положений) церкви.
Пример: доказательство бытия бога.
"Бог есть, так как все живое создано богом".
Гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику. Возникает новый светский характер мышления, изменяющий и духовную атмосферу общества.
Гуманистическое мировоззрение Ренессанса отражало реальные общественные изменения: падение авторитета церкви, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в целом. Гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта – отличительные черты общества, доступные для каждого идеи антропоцентризма.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Идеи новой эпохи возникают во Флорентийской республике XII века (Презентация: слайд 5, Приложение 1).
Периодизация итальянского Возрождения (Презентация: слайд 6, Приложение 1):
Конец XII – XIV века – Проторенессанс (дученто) (Презентация: слайд 7-8, Приложение 1);
XIV-XV века – раннее Возрождение (треченто) (Презентация: слайд 9-10, Приложение 1);
Конец XV века (1490-е) – первая треть XVI века – Высокий Ренессанс (кватроченто) (Презентация: слайд 11-12, Приложение 1);
Вторая половина XVI века – позднее Возрождение (чиквиченто), или Возрождение в Венеции (Презентация: слайд 13-15, Приложение 1).
Ренессанс зарождался и развивался как итальянское культурное явление, распространившись на территорию Западной и Центральной Европы (Нидерланды, Германия, Франция, Англия), приобретает национальные черты и свои особенности развития в новом культурном явлении – Северном Возрождении.
Основные гуманистические представления эпохи Ренессанса утверждают самоценность человеческой личности, творческую самостоятельность, духовную и телесную красоту человека, его достоинство, свободу разума и мысли.
Литература:
- Мировая художественная культура, учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл.
- Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч. 1 : [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 375 с. : ил.
- Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд.стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 366, [2] с. ил.
- Мировая художественная культура, учебник: среднее профессиональное образование / О.И. Андреева – 4-е изд. – Галерея «Юла», 2008. – 430с. с ил.
- Мировая художественная культура, учебник для 10 класса : среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – 2-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл.
Иллюстрации:
- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Snake_Goddess_Crete_1600BC.jpg/800px-Snake_Goddess_Crete_1600BC.jpg
- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/Doriphorus02_pushkin.jpg
- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Apollo_of_Tenea_Glyptothek_Munich_168.jpg
- https://imgprx.livejournal.net/0383d8e06c35585843335820e6c49c9cf5520f95/h912pyCBpJAqaXKEB1LbYc-Oo2A0Ac1PYOiRy2e01CQ39CC0959I9rjTlL4FbzukQ-gRQoPKYf7hz8-PEQPmhQPwqe5nPhNLN-269oqhrpY
- http://ancientrome.ru/art/artwork/sculp/rom/republic/statesman/iulius-caesar/iul024.jpg
- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Snake_Goddess_Crete_1600BC.jpg/800px-Snake_Goddess_Crete_1600BC.jpg
Мещеряков Андрей Геннадьевич
Ольга Вячеславовна
Надежда Сергеевна
Ольга Вячеславовна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ольга Вячеславовна