Родительское собрание с мультимедийным сопровождением
Пояснительная записка к презентации
Выполнила:
Шулина Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель ГБОУ СОШ № 3
с углубленным изучением английского языка
г. Севастополя.
Аннотация.
Трудовая и общественно полезная деятельность ребенка в школе играет большую роль в дальнейшем процессе социализации личности: в выборе профессии, приобретении духовных ценностей, взаимоотношениях с разными людьми, становлении характера. Сюда можно отнести и попадание молодого человека в современные условия рыночных отношений, умение защитить собственную жизненную позицию, получение экономических и политических знаний о жизни общества, развитие правовой культуры.
Школа должна заботиться об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формировать в них определенные качества, дающие возможность быть востребованными на рынке труда, самоопределиться профессионально и социально. Несмотря на то, что взрослые стараются помочь молодому человеку в выборе своей будущей профессии, окончательное решение принимает он сам и в дальнейшем несет ответственность за свой выбор.
Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного класса. Это родительское собрание – продолжение разговора с учащимися и родителями о выборе профессии.
Сегодня нет недостатка в информации, вопрос, как правильно её использовать. Поработав с литературой, методическими пособиями, материалами интернета, мною было разработано родительское собрание по профориентации для родителей старшеклассников. «Перспективные профессии и ориентации учащихся» с использованием мультимедийной презентации. В увлекательной форме родители узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме.
Важно, чтобы и ребенок и родители понимали, высшее образование можно получить и ступенчатым путем: ПТУ – техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.
Одна из главных задач родителей – помочь ребенку сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной деятельности.
Небольшие тесты помогут узнать, к какому типу профессии ребята склонны, а какой вид деятельности им противопоказан.
Данная разработка будет полезна классным руководителям 9 -11 классов, психологам , родителям выпускников.
Родительское собрание
«Перспективные профессии и ориентации учащихся».
Цель:
Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.
Задачи:
Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся;
Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся и их родителей;
Показать, какие профессии являются перспективными в современном российском обществе.
Предварительная подготовка:
1. Методика «МОИ ЦЕННОСТИ» ( изучение ценностей учащихся класса).
У каждого ученика должен быть чистый листок для ответов.
Инструкция для учащихся.
На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо.
Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – уверенность в себе, кому-то – хорошую работу и т.д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.
Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение.
Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши, что для тебя наиболее ценно в жизни ( и сейчас и в будущем).
Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее.
В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце наименее важное.
Список ценностей:
Хорошее образование
хорошая работа и карьера
счастливая семья
слава
деньги и богатство
дружба
достижения в искусстве, музыке, спорте
уважение и восхищение окружающих
наука как познание нового
хорошее здоровье
уверенность в себе и самоуважение
хорошая пища
красивая одежда, ювелирные украшения
власть или положение в обществе
хороший дом, квартира
сохранение жизни и природы на Земле
счастье близких людей
благополучие государства.
Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.
Ценности |
Номер ценности в ответах уч-ся |
Сумма номеров (ранг) |
Хорошее образование |
1,4,8… |
|
Хорошая работа и карьера |
4,6,1… |
|
Счастливая семья |
4,9,3… |
Графу «Ценности» составляет список, с которым работали уч-ся.
В графу «Номер ценности в ответах учащихся» вносятся те номера (места), которые поставили эти ценности уч-ся в своих ответах.
Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса.
Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров ( эта ценность занимает первое место) и т.д.
2. Методика «ПРЕСТИЖНЫЕ ПРОФЕССИИ»
Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это…
В будущем я, наверное, получу профессию…., потому что…
3.Подготовить ( тиражировать) для родителей следующие списки:
- список профилей, которые будут в школе в 10-11 классах;
- список учебных заведений, которые находятся в городе ( условия приема, специальности)
- список ближайших школ с указанием их профилей обучения.
ХОД СОБРАНИЯ:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети – подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование.
Однако уч-ся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Давайте сегодня и поговорим об этом.
Анализ результатов методики «Мои ценности».
Реальные жизненные ценности – основа воспитания, без их тщательного изучения и знания невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.
Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. Классный руководитель анализирует результаты проведенной им методики. Далее приводятся полученные нами результаты. В каждом конкретном случае они немного отличаются:
Ответы уч-ся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является…
При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтает…
В большинстве исследований подтверждается ценность…
Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация».
В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в коллективе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности как: коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации уч-ся, подчеркивают необходимость подготовки в современных общественных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом и конкурентоспособностью.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур ( государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той де специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.
Выделяют следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;
Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессий, а несколькими смежными профессиями.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
Анализ результатов методики «Престижные профессии».
Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рассказывает родителям, какие профессии уч-ся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают ( пусть пока и предварительно) их дети и по каким причинам.
Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация». ( данный материал составлен на основе современных соц.исследований)
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями.
Результаты различных социологических исследований показывают, что уч-ся ориентируются на получение профессий, предполагающий средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений уч-ся по профессиональным сферам получается следующим:
финансово-экономическая деятельность;
юридическая, правовая;
культура, наука, образование, здравоохранение;
архитектура, дизайн, художественное творчество;
торговля, коммерция;
государственное управление;
инженерно-техническая деятельность;
промышленное производство.
Как видим, доминирующие профессиональные приоритеты молодежи связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.
Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.
Экономист, юрист – знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий ( спроса ) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.
Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным выбором уч-ся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистические, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.
Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ, исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны.
Заключительное слово классного руководителя.
В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Родителям желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.
Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают подростку в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.
Исключительно важно формировать у учащихся:
Во-первых, гражданские и нравственные ценности;
Во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.
Особое внимание нужно обращать на формирование у старшеклассников: - качеств инициативы,
-самостоятельности,
-ответственности,
-коммуникативности,
- дисциплинированности,
-эмоциональной устойчивости,
- заинтересованности и потребности в самоизменении,
- гибкости, способности к перемене труда,
- к освоению новых профессий и к переквалификации
- и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.
Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Классный руководитель обращает внимание родителей на списки учебных заведений ( список профилей в школе, школ, колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.
И закончить собрание высказыванием известного актера, кинорежиссера и продюсера Роберта де Ниро:
«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.»
Список литературы:
1. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8 - 11 класс. / В. Д. Шмидт. – М.: Творческий центр, 2007. 9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
2. Профориентация в работе классного руководителя. / М.К. Яшина. (http//profile-edu.ru).
3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг
Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: Сфера, 2006. – 119 с.
4. Азбука воспитания (Советы родителям). (Воспитание школьников, № 8, 2001)
5. Н.И.Дереклеева и др. «Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.
6. Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» -М.:ВАКО. – 2006.
7. По материалам Интернет.
Белкина Надежда Владимировна
Шулина Оксана Владимировна
Субакова Асима Амантаевна
Шулина Оксана Владимировна
Павлова Ольга Александровна
Шулина Оксана Владимировна