12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савельева Татьяна Николаевна36
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
2

Урок с мультимедийным сопровождением на тему «Древнерусская культура»



План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема: «Древнерусская культура»

Цель урока: Раскрыть особенности древнерусской культуры.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, народное творчество, прикладное искусство); показать влияние принятия христианства на традиции культуры русского народа; определить этапы развития культуры.

Развивающие: развивать познавательный интерес на основе формирования понятий: зодчество, народное творчество, прикладное искусство; развивать ценностное отношение к объектам культуры; развивать умение выявлять особенности; развивать наглядно-образное и логическое мышление; развивать речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной стране, ее культуре; постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через создание ситуации успеха; осуществлять умственное и эстетическое воспитание; формировать мировоззрение на примере объектов древнерусской культуры.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» для 3 класса Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, слайды с изображением строений древнейших времен, применение ИКТ, наглядный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте с вами настроимся на хорошую работу. Тихонечко садитесь.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем изучать историю становления нашего государства.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

II. Актуализация знаний

- Нужно ли нам знать прошлое нашей страны? (Это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства)

«Мозговой штурм»

- Кто стоял во главе первого русского государства?

- Назовите имена первых русских князей.

- Какое историческое событие произошло в 988 году?

- При каком князе произошло крещение Руси?

- Кем были наши предки?

- Во что верили наши предки до принятия христианства?

- Создавали ли они какие-нибудь культурные объекты?

Но все это было лишь предпосылками для образования настоящей, древнерусской культуры. Древнерусская культура стала развиваться лишь с 988 года.

- Ребята, а сможем ли мы сейчас объяснить значение слова «культура»?

На доске слова: совокупность, духовные, материальные, ценности, эпоха.

Работа над значением этих слов (соотнести значение слов со словами)

Совокупность – сочетание, соединение.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.

Материальный – вещественный, реальный, противоположный духовному.

Ценности – ценный предмет, явления.

Эпоха – длительный период времени.

- Мы смогли удостовериться в том, что каждое слово имеет свое значение. А как вы думаете, слово культура имеет свое значение?

- Попробуйте составить определение понятия культура. Что такое культура? (Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом)

 III. Изучение нового материала

На доске вывешивается схема:

Культура

 

                                                     духовная        материальная

- Итак, так что же мы с вами должны будем узнать на уроке? (что такое древнерусская культура и как она развивалась)

Соотнесите следующие культурные объекты в 2 столбика:

молот, расческа, былины, ложка, книга, песня, пословица, корыто, солонка, кувшин, картина, танец.

- Попробуйте объяснить, что значит духовная культура? (продукты духовной деятельности, т. е. духовные ценности, научные результаты, книги, картины, законы, обычаи и т. д.  Она является результатом деятельности людей, но творения не рук, а разума)

- А что значит материальная культура? (физические объекты, созданные руками человека – это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда)

- Чем отличается духовная культура от материальной?

- Ребята, а что же нам помогает узнать о событиях прошлого, о занятиях и умениях наших предков?

- Какие исторические источники вы знаете?

На доске вывешивается схема:

Исторические источники

 

                                         вещественные                    письменные

- Распределите картинки по столбикам (зеркало, корыто, былины, книга, собор, сборник пословиц)

- Что мы можем узнать из этих источников? (как жили наши предки, чем занимались)

- Итак, как мы можем назвать соборы, монастыри, дома одним словом? Что это? (памятники культуры). Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры.

- Что такое памятники культуры? (здания, сооружения, объекты предметы (культа), технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты - исторические ценности)

- Как вы думаете, какой материал использовался для строительства?

Дворы строились как крепости. Как вы думаете, почему?

- Об этом вы узнаете, прочитав учебник на стр.

- Почему же они были как крепости?

Уже начиная с X века, в городах стали появляться первые каменные соборы.

- Кем они строились? Прочтите учебник на стр.

- Кто такие зодчие? И что такое зодчество? (искусство строительства зданий, архитектура).

В это время строятся храмы, церкви, соборы. До наших дней дошли памятники древнерусской культуры.

Наиболее известный из первых монастырей на Руси – Киево-Печерский монастырь.

 

  •  Киево-Печерский монастырь — один из древнейших монастырей Руси. Расположен на правом берегу седого Днепра Славутича. Основан в середине XI в. преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Монастырь стал центром распространения христианства в Древней Руси, средоточием православно-просветительной деятельности, школой иноческого подвижничества. Здесь жили и творили самый знаменитый русский летописец Нестор и первый живописец Древней Руси Алипий, здесь исцелял больных врач-монах Агапит. В монастыре зародились первые школы, здесь впоследствии действовала одна из крупных типографий.
  • Собор Святой Софии в Киеве — жемчужина древнерусской архитектуры. Был основан в 11 веке при Ярославе Мудром.
  • Храм Святой Софии в Новгороде

 

Закладка каменного Софийского храма обыкновенно датируется 1045 годом, сразу же после пожара уничтожившего храм-предшественник. Собор заложил благоверный Новгородский князь Владимир Ярославич. Есть версия, что собор был призван стать памятником победе князя над Византией в 1044 году. Строительство было завершено в 1050 году. Освящен храм был 14 сентября 1050 или 1052 года. Имеются данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства.

 

  • Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Новгороде
  • Дмитриевский собор во Владимире
  • Успенский собор во Владимире

 

- Ребята, как вы думаете, почему они стали исторически памятниками? Чем они отличаются от современных построек?

- Какие исторические памятники вы знаете, которые сохранились в нашей республике?

Вывод: к сожалению не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Давайте бережно относиться к историческим и культурным памятникам.

Физкультминутка

- А как мы можем назвать сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, былины? (устное народное творчество)

- В этот период также стало широко развиваться устное народное творчество. Что такое устное народное творчество? (Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство)

- А жанр устного народного творчества - былины являются памятниками культуры?

- А что такое былина? (Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом))

- Какие былинные богатыри вам известны? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

Работа в группах

- Ребята, обсудите в парах, какие былины вы знаете, каких богатырей и чем они знамениты.

Обсуждение в парах и высказывание мнений учащихся.

- Кто такие богатыри и для чего они нужны были на Руси?

- Какими чертами народ наделил русских богатырей?

Ребята делают вывод: богатыри - собирательный образ, сильные, мужественные, преданные защитники государства, которые охраняли и освобождали Русь от врагов, нападавших со всех сторон. На границах стояли богатырские заставы.

- Почему же былины стали являться памятниками культуры? (Это произведения искусства, народного творчества. Былины отражали жизнь того времени, подвиги богатырей)

- А являются ли пословицы памятниками культуры?

Попробуйте соединить начало и конец пословиц:

 

  1. Бояться волков — быть без грибков.
  2. Век пережить — не поля перейти.
  3. Всякой молодец на свой образец.
  4. Худое ремесло лучше доброго воровства.
  5. Нажил богатство — забыл и братство.
  6. Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает.
  7. В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.
  8. Бойся не бойся, а року не миновать.

 

- Попробуйте объяснить значение этих пословиц. Для чего они нужны?

(Пословицы – это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта.  Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. Это результат столетних наблюдений. Народ через пословицы передавал свой опыт поколениям)

Кроме творений устного народного творчества до нас дошли иконы, фрески, мозаика, а строительство каменных храмов повлекло за собой развитие новых видов прикладного искусства. Изготовлялись решетки, оковы для дверей, церковная утварь, каменная резьба.

- Какие могли быть ремесла? (кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное, ткацкое, прядильное, скорняжное, кожевенное и др.)

- Найдите на картинке ремесленников. Расскажите, каким искусством они владеют? (Скорняки, гончары, кузнецы)

- В стране появились зодчие, художники, ювелиры, вышивальщицы. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Культурный уровень древнерусского народа был достаточно высок и труд мастеров потребовался людям. Образцы их творчества можно и сейчас увидеть в музеях.

IV. Итог урока

Древнерусские города сыграли исключительную роль в распространении на Руси просвещения и искусства. Они являлись центром русского национального зодчества, животворным источником самобытной культуры нашего народа, способствовали становлению и развитию ремесленного производства.

Крещение Руси — важнейший, переломный момент в истории русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни.

Сохранившиеся до нашего времени древнерусские города - это живая летопись прошлого, бесценные сокровища материальной и духовной культуры, переданные нам далекими предками.

Знание о культуре Руси возрождает новую Россию, Россию со своими традициями, которые никогда нельзя забывать, а самое главное – знать, помнить и гордиться ими, потому что созданы они великим русским народом.

- Что интересного узнали на уроке?

Было интересно…

Было трудно….

Что запомнилось….

Мне показалось важным…

Я почувствовал что …


Презентация к уроку "Древнерусская культура"
PPT / 10.19 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.