Эрудит-тир на тему «Мир профессий»
Эрудит – тир «Мир профессий»
Какорина Светлана Петровна
учитель английского языка,
высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 33»
Кемеровская область – Кузбасс, г. Ленинск-Кузнецкий
Тезис к публикации
Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся 6 класса общеобразовательной школы. Целью является формирование представлений о различных видах профессиональной деятельности, вызвать интерес к разным профессиям.
Разработка интересна тем, что заставляет обучающихся мыслить ассоциациями, учит работать в команде.
Методическая разработка может быть полезна классным руководителям общеобразовательных школ, т.к. не требует большой подготовки и подходит как вводное занятие по профориентации в начале учебного года.
Содержание
Введение |
3 |
Ход мероприятия |
5 |
Заключение |
9 |
Список использованной литературы и источников
|
10 |
Введение
Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях.
В ФГОС ООО в п.18.2.3. Программа воспитания и социализации говорится о том, что она должна быть направлена на: формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; Программа должна обеспечить: формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии.
Задача педагога способствовать развитию у обучающихся 6 класса личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретению первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Исходя из вышеизложенного в нашей образовательной организации была разработана программа внеурочной деятельности по профориентации. Данная профориентационная методическая разработка является вводным занятием данной программы в 6 классе.
Цель мероприятия: способствовать формированию представлений о различных видах профессиональной деятельности, вызвать интерес к разным профессиям.
Задачи занятия: способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
расширить представления о мире профессий;
способствовать развитию коммуникативных способностей и умения работать в группе.
Категория участников: обучающиеся 6 класса общеобразовательной школы.
Время проведения: 45- 60 минут.
Условия осуществления: обучающиеся не более 20 человек. В игре принимают участие от 2 до 4 команд по 5 человек, остальные зрители. Мероприятие проводит учитель.
Оборудование: мишень из 5 кругов, фишки разных цветов, табло для подсчета результатов, листы бумаги А4, фломастеры, жетоны разных цветов по количеству участников,
Этапы мероприятии:
I. Организационный этап (общий сбор, приветствие обучающихся).
II. Вводный этап (сообщение темы, цели и задачи мероприятия, выбор капитана, деление на команды).
III. Основной этап (тир)
IV. Заключительный этап (подведение итогов, обмен впечатлениями об игре).
Ход мероприятия
Цель мероприятия: способствовать формированию представлений о различных видах профессиональной деятельности, вызвать интерес к разным профессиям.
I. Организационный этап
Проводится общий сбор, на котором собираются все обучающиеся, принимающие участие в мероприятии.
II. Вводный этап.
Объявляется тематика мероприятия, раскрываются цель, задачи, а также объясняются правила игры, происходит выбор капитанов и деление на команды. Число команд может варьироваться по количеству принимающих участие.
- Добрый день, дорогие друзья! Я приглашаю вас посетить наш эрудит – тир, где встретятся 4 команды. Для начала нам нужно выбрать капитанов команд, для этого я предлагаю вам ответить на вопросы, те, кто первые дадут правильный ответ на вопрос, те и будут капитанами команд. Начинаем:
1. Из кирпича он строит дом,
Чтоб смеялось солнце в нем,
Чтобы выше, чтобы шире,
Были комнаты в квартире.
(Каменщик)
2. Его задача – спектакль поставить,
Чтоб каждый актер верно исполнил роль.
Всеми на сцене он призван править.
Для всех, кто на ней, он словно король.
(Режиссер)
3. Он в институте долго учился,
Растения с почвой он изучал.
Теперь хорошо разбирается лично,
Как вырастить самый большой урожай.
(Агроном)
4. Он по лесу не просто гуляет,
А деревья, зверей охраняет.
Он зимой наполняет кормушки,
Чтобы выжили лесные зверушки.
(Лесник)
5. Его приходу каждый рад, когда на кухне водопад. (Сантехник)
Капитаны выбраны, самое время разбиться на команды. Для этого предлагаю сначала участникам, а затем и капитанам вытянуть цвет своей команды. (капитаны вытягивают жетоны разных цветов последними). Команды займите места за столами. Придумайте название своей команде, связанное с темой нашей игры.
А теперь о правилах нашей игры. Попробуйте несколько раз произнести название нашей игры «Эрудит – тир». Догадались, каковы правила? Эта игра из серии познавательных интеллектуальных игр и должна проходить по правилам игры в тире. Вероятно, так вы скажите? В тире есть мишени, по ним стреляют из оружия. Оружием обычно бывает пистолет или винтовка. Оружием в нашей игре будет кругозор участников – ваши знания, ребята, и точность ваших ответов. Самое оригинальное в этой игре – это вопросы. Они составлены по одному принципу: на каждый из них можно дать 5 или более ответов. Запомните, что для попадания точно в «яблочко» - в круг с цифрой 5, самый высший балл в игре – достаточно пяти названий профессий или специальностей. Если вы дали 4 или 3 правильных ответа на заданный вопрос, то это означает, что ваш выстрел попал в круг с цифрой 4 или 3. Если же вы, ребята, не сможете дать ответ, или он будет неверным, это означает, что вы попали в «молоко», так говорят в тире. И ваш знак будет укреплен вне мишени на свободном белом пространстве. Договоримся о времени, которое дается на каждый выстрел. Тир – это место где стреляют точно и быстро. На обдумывание ответа дается 2 минуты. Итак, участники готовы? Желаю вам успеха.
III. Основной этап.
В основном этапе представлены вопросы игры. После заданного вопроса команды записывают ответы на лист. По истечении времени показывают, написанные на листе бумаги ответы зрителям и ведущему, и затем по очереди озвучивают их. Ведущий после каждого вопроса переносит фишки команд на поле мишени, помощник фиксирует результаты команд за каждый вопрос на специальном табло (приложение 1).
1. Назовите 5 военных профессий или специальностей.
(летчик, моряк, танкист, подводник, связист, военный врач, десантник, зенитчик…)
2. Назовите 5 специальностей, связанных с обучением детей.
(учитель математики, учитель биологии, русского языка, информатики …)
3. Назовите 5 профессий или специальностей, связанных со здоровьем человека.
(доктор, хирург, медсестра, терапевт, педиатр…)
4. Назовите 5 профессий или специальностей, предполагающих физический труд.
(строитель, шахтер, уборщик, грузчик, дворник…)
5. Назовите 5 профессий или специальностей, связанных с управлением техникой.
(водитель автобуса, таксист, машинист поезда, пилот, дальнобойщик…)
6. Назовите 5 профессий или специальностей, связанных со спасением человеческой жизни.
(врач, пожарный, полицейский, спасатель, горный спасатель, спасатель-альпинист…)
7. Назовите 5 профессий или специальностей, связанных с работой с животными.
(ветеринар, кинолог, зоолог, зоотехник, уборщик в зоопарке, орнитолог…)
8. Назовите 5 профессий, которые ежедневно работают с группой людей.
(учитель, тренер, тьютор, коучер, воспитатель, лектор, экскурсовод…)
9. Назовите 5 профессий или специальностей, связанных с кинематографом.
(актер, гример, режиссер, оператор, осветитель, сценарист…)
10. Назовите 5 самых «смешных» профессий или специальностей.
(клоун, юморист, сатирик, комик, пародист…)
11. Назовите 5 самых «зеленых» профессий или специальностей.
(лесник, садовод, цветовод, ландшафтный дизайнер, озеленитель, фермер, полевод, агроном…)
12. Назовите 5 самых «общительных» профессий или специальностей.
(журналист, экскурсовод, гид, учитель, оператор кол-центра, продавец-консультант, тренер…)
13. Назовите 5 шахтерских специальностей.
(проходчик, горнорабочий, электрослесарь, машинист электро/дизелевоза, машинист буровых установок, комбайнер, взрывник…)
14. Назовите 5 строительных специальностей.
(мастер строительных и отделочных работ, сварщик, каменщик, столяр-плотник, кровельщик, бетонщик, печник, штукатур-маляр, электрик…)
15. Назовите 5 профессий или специальностей в области охраны окружающей среды.
(эколог, биоэколог, лаборант химико-бактериологического анализа, медицинский эколог, пожарный, водолаз, зоолог…).
IV. Заключительный этап.
На заключительном этапе подводится итог мероприятия – сумма выбитых очков каждой командой. Проходит награждение победителей.
Заключение
Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
Задача педагога: развивать у обучающихся личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях.
На вводном занятии по профориентации мы хотели заинтересовать обучающихся, пробудить у них интерес к профессиям, через игру, нацелить их на дальнейшее сотрудничество в этой сфере.
В результате мы хотели привить эмоционально-положительное отношение к профессиям, затронутым в игре.
Список использованной литературы и источников
Электронные ресурсы
1. Загадки о профессиях для старшеклассников. сайт https://womanadvice.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://womanadvice.ru/zagadki-o-professiyah-dlya-starsheklassnikov (дата обращения: 15.07.2019).
2. Классный час: Самые «зелёные» профессии. сайт infourok.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/klassniy-chas-samie-zelyonie-professii-3631850.html (дата обращения: 14.07.2019).
3. Программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Введение в мир профессий» Направление социальное Форма реализации факультатив. сайт infourok.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-klassa-vvedenie-v-mir-professiy-napravlenie-socialnoe-forma-realizacii-fakultativ-501539.html (дата обращения: 14.07.2019).
4. Сборник сценариев профориентационных мероприятий – победителей конкурса «От идеи к проведению». сайт https://www.spo.mosmetod.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://www.spo.mosmetod.ru/docs/konkurs/sbornik_16.pdf (дата обращения: 15.07.2019).
5. Топ 10 профессий для коммуникабельных людей. Сайт https://www.amic.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://www.amic.ru/news/370276/ (дата обращения: 15.07.2019).