Классный час на тему «Мир профессий»
Пояснительная записка к презентации
Классный час
Мир профессий
Цели занятия:
1. Образовательные:
создание условий для ознакомления учащихся с разнообразием профессий;
выявить у учащихся уже имеющиеся знания о профессиях.
2. Воспитательные:
формировать познавательный интерес к людям труда и профессиям;
воспитать положительные межличностные взаимоотношения в детском коллективе;
воспитывать трудолюбие.
3. Коррекционно-развивающие:
формирование зрительного восприятия;
развитие речи, памяти, внимания, мышления, активизация словаря.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для показа презентации.
Ход :
Вводное слово.
– Согласитесь, человек может пользоваться определённой известностью и уважением окружающих, но при этом не испытывать истинного удовлетворения от сознания, что его предназначение в чём-то совсем ином, а не в том деле которое он исполнял до сих пор, пусть даже чрезвычайно престижном, но не в своём. Недаром человек во все времена искал смысл своего существования и находил его в труде, свойственном лишь ему.
Знания о многих профессиях помогут избежать профессиональной ограниченности, недооценки значения чужой работы. По классификации, разработанной академиком Академии педагогических наук Е. А. Климовым, профессии подразделены на пять типов в зависимости от взаимоотношения человека и объекта действия: «человек - природа», «человек - человек», «человек - техника», «человек художественный образ», «человек – знаковая система».
Слово предоставляется Ученику 1.
– «Человек техника».
В этом типе представлены профессии, которые связаны с созданием, использованием, обслуживанием самых различных технических устройств и в которых технические устройства играют не подсобную и второстепенную роль, а является основным предметом труда профессионалов.
Современная техника – результат изобретения и технического творчества многих сотен поколений людей. «Техне» по-гречески – умение, мастерство. Понятие «техника» в настоящее время имеет несколько значений. Во-первых, это совокупность орудий и навыков производства, которые используются людьми для получения материальных благ. Во-вторых, под словом «техника» в более узком значении понимается совокупность приёмов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности. И в-третьих, под техникой в собирательном смысле понимаются машины, механизмы, устройства и орудия.
Каждый из этих компонентов профессиональной деятельности важен и необходим. Вспомним два бессмертных произведения мировой литературы «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Таинственный остров» Жюля Верна. Робинзон после кораблекрушения попадает на необитаемый остров и находится в отчаянии от своего, как он думает, безнадёжного положения. Но вот он находит на разбитом корабле кое-какие инструменты и материалы, с их помощью начинает овладевать разными необходимыми профессиями, такими, как плотник, гончар, строитель, и другими, и постепенно благоустраивает свою жизнь.
Не менее увлекательная история рассказана Жюлем Верном в романе «Таинственный остров». Пятеро человек очутились на далёком острове в океане без спичек, ножа и других необходимых в таких случаях предметов. Но среди них был инженер, который научил своих товарищей различным производственным умениям. И этот маленький, но трудолюбивый коллектив за несколько лет создаёт на острове необходимые для цивилизованного существования условия, вплоть до телеграфа.
Конечно, приключения героев этих романов во многом фантастичны, но по тому, как они верно отражают могущество человека, вооружённого орудиями труда и знаниями, они глубоко реалистичны.
Тип профессий «Человек - техника» включает в себя четыре раздела: «Горизонты электроэнергетики», «Богатства из недр земли», «На строительных площадках» и «По земле, по воде и по воздуху».
Профессии горняков, нефтяников и другие – это профессии мужественных и сильных людей. Людям незакалённым, эмоционально неустойчивым, со слабой волей нечего делать на карьере, в шахтах и на буровых. Рабочие этих профессий трудятся на открытом воздухе, под землёй, в тундре, в тайге, в горах, нередко далеко от дома. И несмотря но то, что сейчас благодаря механизации и автоматизации процессов, вахтовому методу работы условия труда резко улучшаются, трудностей встречается всё-равно немало. Но шахтёры и нефтяники любят свои профессии. Их увлекает борьба со стихией, покорение земных недр.
В горнорудную промышленность, как и во все остальные отрасли, приходит научно-техническая революция. Несмотря на то, что чем дальше, тем с большим сопротивлением отдают земные недра свои богатства, человек, вооружённый современной техникой, всё упорнее добирается до подземных сокровищ земли. В шахтах начинают работать горнодобывающие комплексы, которые механизируют все этапы добычи угля и сланца. Условия труда шахтёров и других работников горно-добывающих предприятий непрерывно улучшаются, но повышаются требования к знаниям, связанным с обслуживанием сложной техники.
Миссия строителей благородна – их труд приносит людям радость, хотя их профессию лёгкой не назовёшь. У них часто бывает смена объектов строительства, каждый раз приходится приспосабливаться к новым условиям. Поэтому эта профессия подойдёт людям подвижным, лёгким на подъём, способным легко переносить временные трудности неустроенного быта.
Среди строителей распространёнными профессиями являются профессии монтажников. Для тех, кто любит технику, машины и механизмы, будут привлекательны профессии машинистов различных строительных машин. Методы строительства становятся сейчас всё более и более индустриальными. Значительная часть конструкций привозится на строительную площадку в готовом виде. На месте из них собирают нужное сооружение. Таким образом, многие строительные работы перемещаются в заводские помещения, при изготовлении изделий более широко применяются различные машины и механизмы. Здесь труд строителя приобретает характер операторского труда.
Индустриализация строительства возможна только при широком развитии промышленности строительных материалов. На стройплощадку с заводов поступают готовые блоки и секции, которые необходимо смонтировать на месте. Основной фигурой в строительстве становится монтажник, а большинство остальных строительных профессий становятся заводскими – бетонщики, арматурщики, слесари-сантехники, сварщики, отделочники и т. д. На заводах строительной индустрии работа почти полностью механизирована, в ближайшее время будет внедрена автоматизация производственных процессов.
В производственной инфраструктуре народного хозяйства страны большую роль играет транспорт. Автомобили, поезда, самолёты экономят время и сокращают расстояния. В условиях нашей страны с её огромными просторами отличное развитие транспорта особо необходимо.
Первое место по величине перевозок занимает у нас железнодорожный транспорт. В нашей стране самая большая протяжённость в мире железных дорог и больше всего в мире перевозится грузов по железной дороге.
Корабли нашего флота можно встретить в самых далёких океанских просторах. Морские профессии издавна считались романтическими, хотя и нелёгкими. И сейчас сохраняется эта романтика. Вспомним хотя бы рейсы наших ледоколов и кораблей на Северный полюс, в Антарктиду. Обслуживание современнейшей техники и борьба со стихией – к этому должен быть готов будущий моряк.
Самым скоростным видом транспорта является авиация. Она в наши дни овладевает многими «профессиями» - перевозит пассажиров и грузы, обслуживает сельское хозяйство, оказывает помощь геологам, буровикам, пожарным, медикам и т. д.
Для управления движением всех видов транспорта внедряется радиосвязь, автоматизация и вычислительная техника, что потребует более высокой квалификации от работников всех транспортных профессий.
– Слово предоставляется Ученику 2.
– «Человек – художественный образ».
Традиционно труд представителей профессий «человек художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник», воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.
Когда мы видим добротно сделанную вещь, нас поражает само умение рук человеческих. И мы гордимся этим, т. к. ощущаем свою потенциальную способность к труду и созиданию. Но мы всегда задаёмся вопросами: как это сделано и за чем это сделано? В искусстве целесообразность выступает в сомом высоком смысле этого слова, но она даётся только мастерством и умением. Но, если мастерство даётся практическими навыками, то цель определяет причинами социального порядка. Иначе говоря, всё что создаёт человек, он создаёт для других людей.
Чем богаче художественная культура народа, тем ценнее клад его истории, его свершений.
Художественная культура – это специфическое средство познания мира человеком. Но мы не всегда даёт себе отчет в том, как это важно для каждого из нас.
Художественная деятельность – тяжёлый труд, и каждому, кто собирается выбрать профессию типа «человек – художественный образ», нудно настроить себя на каждодневную упорную работу. Искусство – праздник только в результате.
Профессии этого типа можно условно разбить на три типа:
«Творцы мира прекрасного» (скульптор, дизайнер, гравер, кружевница, искусствовед, художник).
«Кому подчиняются материалы» (ювелир, стеклодув, чеканщик, фотограф, ретушёр).
«Волшебники звуков и зрелищ» (музыканты, певцы, актёры, каскадёры).
– Слово предоставляется Ученику3.
– «Человек – знаковая система».
Учение установили, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего 100 лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сознательный выбор! И нередко получается, что, избегая напряженной ситуации выбора, молодой человек отказывается от самостоятельного решения.
Знаки, знаковые системы являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе своей жизнедеятельности. Мы поведём речь о профессиях, где информация, выраженная в знаковых системах, является основным объектом и результатом труда.
Корректоры, библиографы, архивисты, лингвисты, историки, математики, физики и химики, лаборанты различного профиля, инженеры-проектировщики и т. п. не производят материальных вещей. В чём же ценность их труда, в чём полезность этих профессий для общества?
Учёные математики, физики, химики обеспечивают прирост информации. Лингвисты, историк, философы преумножают эту информацию. Подборщики справочного и информационного материала, инженеры по научно-технической информации, инженеры патентных отделов, статистики, экономисты, библиографы, архивисты и другие собирают информацию, перерабатывают её, хранят и доводят до потребителей.
Осуществлять обмен информацией помогают связисты (почтовые работники, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры).
Современная психология установила, что научно-технический прогресс привёл к тому, что процесс управления автоматически действующими техническими объектами и технологическими процессами получил опосредованный характер. В целом ряде профессий человек имеет дело не с реальными объектами, а с их заменителями на панелях, пультах управления, макетах, на которых воспроизводится различного рода условная сигнализация, либо воспроизводящие реальные свойства управляемых объектов, либо обозначающая их с помощью системы символов и знаков (букв, цифр, условных знаков). Эта тенденция схематизации, формализации изображений широко распространяется в промышленности. Она же главенствует с проектировании, в составлении технологической документации, где увеличивается количество унифицированных и стандартизованных типовых условных знаков и обозначений. В черчении всё больше и больше знаковые модули заменяют предмет изображения, утрачивая какую-либо наглядную аналогию с этим предметом, и обозначают скрытые от непосредственного наблюдения структурные особенности предметов.
Такая же тенденция наблюдается во многих отраслях науки, особенности в языкознании, в химии, в физике, в математике, где используются формализованные средства выражения знаний об изучаемых объектах и процессах. В место применяемых в прошлом формулировок, словесных пояснений, определений всё более широко используются модели процессов и явлений в виде математический выражений (формул, уравнений, символов) и в виде пространственных схем (диаграмм, графиков, номограмм).
Таким образом, работа в соответствующих сферах производственно-технической деятельности, в проектировании, при создании новых технологий, в научной сфере требует от человека, кроме знаний и умений, оперирования различными знаковыми системами и динамическими пространственными образами, так как сигналы-символы в большинстве своём отображают управляемый объект в виде целостной пространственной структуры.
Эта структура не изображает свойства объекта, в ней виде условной картины отражаются связи и отношения, которые непосредственно обнаружены быть не могут. Всё это позволяет выделить в отдельный тип «Человек – знаковая система» профессии, характеризуемые некоторыми сходными психологическими особенностями.
Специалисты, работающие со знаковыми системами, находятся на всех направлениях научно-технического прогресса у их истоков: они готовят и хранят информацию, анализируют её и доводят до потребителя, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, технологических процессов, организации производства, конструируют эти машины и механизмы, создают электронно-вычислительную технику и разрабатывают направления её внедрения в научную деятельность, проектирование, производство, здравоохранение и культуру.
Условно мы разделили знаки и знаковые системы на языковые, абстрактно-математические и графические. В жизни, конечно, не существует жёстких перегородок между этими системами.
Наиболее развитая и всеобщая знаковая система – язык. В словесной форме информация создаётся (лингвисты, историки, философы), обрабатываются, размножаются, анализируются, хранится, передаётся пользователям.
Широко распространены математические, химические знаковые системы. С ними работают математики, астрономы, механики, экономисты, физики, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают её учётники, таксировщики, калькуляторы, бухгалтеры, лаборанты, метрологи, стандартизаторы, статистики.
Изобретение электронно-вычислительных машин и компьютеров позволило автоматически вычислять, хранить информацию, востребовать её при необходимости, а затем выносить результаты работы на печатные устройства.
– Слово предоставляется Ученику 4.
– «Человек - природа».
Природа… Каждому она известна с детства: увлекательный мир растений и животных, мир земных недр и вселенной, обогащающих нашу жизнь новыми открытиями.
Правильное представление о разнообразии природы, о необычайной многочисленности её природных богатств человек получает в течении все своей жизни на основе всей человеческой истории. Ничто так не обогащает человека, как непосредственное общение с природой, работа на земле, как изучение закономерностей природы, как охрана её богатств.
Вели природные богатства нашей страны, на тысячи километров протянулись поля, леса и воды. Наша страна занимает первое место и объему водных ресурсов. Основной источник пресных вод – речной сток – достигает 4700 кубических километров в год. На территории одной России насчитывается около 300 тысяч озёр с площадью в 120 тысяч квадратных километров, около 40 тысяч малых и больших рек.
Поверхностных слой земной коры и почвы, образующихся тысячелетиями и несущий на себе растительный покров суши, обладает плодородием. Это свойство почвы, её способность производить урожай прежде всего определяет её значение для земледелия, для человека. В. В. Докучаев в своё время говорил, что русский чернозём, который формируется под степной растительностью, дороже каменного угля, дороже нефти, дороже золота. В нём вековечное русское богатство.
Наши земные недра по содержанию полезных ископаемых могут быть названы мировой коллекцией, причём каждая из составных частей этого минералогического и природного богатства имеет большое хозяйственное значение.
Господство человеком над природой заключается в познании её законов и в основанной на этом знании возможности общества планомерно управлять природными процессами в региональных и глобальных масштабах.
Таким образом, во взаимодействии человека с природой непосредственной участие принимают люди различных профессий, знающий, пытливые и трудолюбивые работники.
К типу «Человек - природа» относятся профессии рабочих, специалистов со средним и высшим образованием систематизированные в четыре больших раздела:
I раздел – Жизнь на земле.
Сюда вошли профессии, связанные с растениями и растениеводством, с животными и животноводством, лесным хозяйством, организмом человека, с клеткой, микроорганизмами и окружающей средой.
II раздел – Земля и техника.
В этом разделе рассказывается о профессиях, представители которой занимаются эксплуатацией, техническим обслуживание и ремонтом машин, механизмом и оборудования, применяемых в сельском хозяйстве, электрификацией, связью и мелиорацией.
III раздел – Переработка продукции сельского хозяйства.
Здесь даются профессии, связанные со следующими производствами: мукомольно-элеваторным, хлебопекарным, макаронным, мясо-молочным, сахара, кондитерским, микробиологическим и переработкой рыбы.
IVраздел – Земля как она есть.
В него включены профессии, областью деятельности которых является поверхность, недра, воздушная и водная оболочки земли.
Большую роль в развитии Продовольственной программы играют рабочие, инженеры и техники, деятельность которой связана с переработкой продукции сельского хозяйства. Пекарь, техник и инженер-технолог хлебопекарного производства, машинист поточной автоматической линии, аппаратчики производства сахара, кулинар изделий из рыбы и морепродуктов, конфетчик, маслодел-мастер и другие – все эти профессии очень необходимые людям.
В условиях недр, воздушной и водной среды решаются проблемы сырьевых ресурсов, энергетики, пищевых продуктов, природоохранительной деятельности, социально-экономические и другие. Рабочие, техники и специалисты высшей квалификации определённого профиля трудятся в различных сферах: геодезии и геологии, гидрологии, океанологии и метеорологии, в биохимии, экологии, генетике и т. д.
– Слово предоставляется Ученику 5.
– «Человек – человек».
Сюда вошли профессии, представители которых в процессе своей деятельности постоянно и непосредственно общаются с другими людьми. Другой человек или группа людей (ученики одного класса, группа экскурсантов, пассажиры поезда, покупатели, заказчики и т. д.) являются предметом их особого внимания и заботы.
Труд учителя и воспитателя, тренера, работников сферы обслуживания, юристы и многих других представителе профессий так называемой непроизводственной сферы, те, кто помогает нам в решении многих сложных жизненных вопросов, берёт на себя значительную часть наших повседневных хлопот, кто должен быть особенно внимательным и благожелательным к людям, обладать терпением и выдержкой, уметь хорошо владеть собой, кому необходимы душевная теплота и чуткость, бескорыстное стремление нести людям радость и добро, умение разделить с ними житейские тревоги и заботы.
Непременным условием успешной трудовой деятельности всех специалистов типа «человек – человек» является профессиональное общение, необходимость установления деловых контактов работника с другими людьми. Если работник не обладает терпением и выдержкой при взаимодействии с учащимися, больными, покупателями, невнимателен к ним, то в этом случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессиям данного типа.
Профессии этого типа привлекут внимание тех ребят, кто очень общителен, легко сходится с людьми, кто организовывал весёлые праздничные вечера и серьёзные диспуты, проводил беседы и участвовал в конкурсах.
Профессий типа «человек – человек» несколько сотен. Исходя из особенностей профессий и требований, которые они предъявляют к человеку, из того общего, что свойственно некоторым профессиям, они объединены в этом типе в пять групп:
Медицинские профессии, сферы обслуживания, культпросветработы, юстиции и педагогические.
I группа – «Школа знаний» - это воспитатели детского сада, школы-интерната, учителя, преподаватели высших учебных заведений, специалисты в области физического воспитания и другие.
Хороший, высококвалифицированный педагог должен быть разносторонне образованным и развитым человеком. От педагогов во многом зависят судьбы человеческих поколений, а следовательно, и судьбы истории. Человечество глубоко признательно великим педагогам прошлого Коменскому и Руссо, Гербарту и Песталоцци, русским педагогам К. Д. Ушинскому и Н. И. Пирогову, польскому педагогу Я. Корчаку, выдающимся деятелям советского народного образования Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинскому и многим-многим другим, заложившим основы науки о воспитании и обучении, обогативших мировой педагогический опыт.
II группа – «Служба здоровья» - включает медицинские профессии и специальности. Многие из них хорошо известны: санитарка, медицинская сестра, фельдшер, врач и т. д. с малого возраста ребёнок общается со своим участковым врачом-педиатром. ежедневно состояние зудов учащихся проверяют врачи-стоматологи. Кому-то из нас приходилось обращаться и к другим врачам - хирургу, ревматологу, окулисту. Понимая огромное значение в жизни людей медицинских профессий, тысячи юношей и девушек стремятся ими овладеть. Ни наука, ни техника сами по себе не обеспечат успешной врачебной помощи населению. Потому что успешность любой профессиональной деятельности во многом зависит не только от знаний и умений специалиста, но и от чисто человеческих качеств. Особенно это относится к людям, посвятившим себя медицине. Любить человека, всегда готовым помочь ему – это неотъемлемое требование к личности любого медицинского работника.
«На страже закона» – так называется III группа. В ней идёт разговор о юридических профессиях, целью которых является охрана закона и правопорядка, юридических прав граждан. Это работники милиции, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов.
Для надзора за точным исполнением от имени центральной власти был создан специальный орган – прокуратура, независимая от местных органов власти. Для организации юридической помощи гражданам создаются коллегии адвокатов. Они призваны содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Вместе с тем коллегии адвокатов способствуют воспитанию граждан в духе точного и неуклонного соблюдения законов, прививают людям уважение к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам общежития.
К IV группе – «Культура – для всех» – относятся профессии культурно-просветительского и информационного обслуживания, так называемые культпросветработники: библиотекари и организаторы-методисты массовых праздников и парковой работы, экскурсоводы, гиды-переводчики, методисты музейной работы, журналисты и т. д.
Формы культурно-просветительской работы разнообразны: это и традиционные – такие, как лекции, доклады, беседы, концерты, спектакли; и новые, успешно развивающиеся в последние годы, – тематические вечера, читательские конференции, устные журналы. Большое место занимает в культурно-просветительской работе художественная самодеятельность.
Журналистика как вид общественно-политической деятельности призвана собирать, обрабатывать и периодически распространять актуальную информацию через каналы массовой коммуникации – печать, радио, телевидение, кино и т. д. Журналисты - активные пропагандисты и агитаторы – формируют общественное мнение и мировоззрение людей.
V группа «Сфера обслуживания». Сюда вошли профессии торговли, общественного питания, социально-бытового сектора и другие. В наши дни они становятся всё более популярными среди молодёжи.
В настоящее время сфере обслуживания принадлежит огромная социально-экономическая роль в решении актуальнейшей проблемы современности – повышению благосостоянию и культурного уровня народа.
Растут наши города и сёла. Ежегодно вводятся в строй новые предприятия торговли и общественного питания. И работать в них будут молодые специалисты. Поэтому очень важно, чтобы коллективы этих предприятий формировались за счёт наиболее достойных юношей и девушек, чтобы не было среди них случайных и равнодушных.
– Дома ученикам была поставлена задача: составить резюме. Разберём достоинства и недостатки на примере одного из них.
Резюме
Иванов Сергей Владимирович
Год рождения 1989 (1 января); полное кол-во лет: 32 года, семейное положение: женат двое детей.
Цель: трудоустройство на работу, на должность ведущий инженер строитель предприятия.
Образование: закончил МГСУ (Московский государственный строительный университет), факультет промышленного и гражданского строительства, получил красный диплом о высшем образовании. Также в период с 2012 по 2016 год получил диплом о втором высшем образовании (экономист- управленец). В 2013 году прошел курсы повышения квалификации по специальности инженер-строитель.
Опыт работы: С 2008-2012 г. работал стажером и в инженерно строительной фирме «Модуль М». С 2012 г. По настоящее время работаю в проектно строительной фирме «Строй Консультант»
Дополнительные сведенья: работа с орг. техникой, знание английского языка на хорошем уровне, водительские права категории «В, С», стаж вождения 14 лет, личный автомобиль.
Знание компьютера: как продвинутый пользователь, работа в Интернете, работа с электронной почтой, работа с текстовым редактором Microsoft Word, Excel; знание графических редакторов (Auto Cad, Arhi Cad, Corel Draw)
Увлечения: спорт (люблю кататься на коньках), живопись, закончил художественную школу.
Личные качества: общительный, ответственный.
– Подведём итог нашей беседы.
– Рассказывая о профессиях, мы хотели показать, что каждая из них интересна и в каждой присутствует элемент творчества. Думать, представлять в уме, анализировать необходимо каждому рабочему. Только учёный в значительной степени оперирует понятиями, абстракциями, а практик – образами будущего предмета труда, инструментов. Крупнейший советский психолог академик Теплов сказал, что нет ни малейшего основания полагать, что работа ума практического считается более простой и элементарной, чем работа ума теоретического.
Каждая из профессий предъявляет свои требования к человеку. Если вас заинтересовала та или иная профессия, нудно знать не только что человек делает, но и как он это делает. Самый лучший способ – сама практическая работа на рабочем месте.
Есть и другой путь повышения своего профессионального мастерства, он особенно важен когда речь идёт о освоении смежных профессий.
Нужно не плыть по течению обстоятельств, а ставить перед собой цель и находить средства её достижения.