12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панкова Людмила Анатольевна136
учитель русского языка и литературы
Россия, Дагестан респ., Кизляр

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 9 классе

Тема: «Есенинское небо над Россией»

Цель урока: вспомнить с учащимися страницы жизни и творчества Есенина, отметить своеобразие лирики, работать над выразительным чтением.



Задачи:

образовательные:

рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;

показать народность творчества поэта;

развивающие:

развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;

развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности школьников;

воспитательные:

воспитание любви к Родине;

воспитание чувства восхищения родной природой;

воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.

Оборудование:

портрет С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта,

компьютер,

проектор,

слайды с изображением картин русской природы,

компьютерная презентация

Методические приёмы:

сообщения учащихся,

выразительное чтение стихотворений.




Ход урока

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.

С. Есенин

На фоне музыки «Не жалею, не зову, не плачу…» звучит стихотворение


t1623082984aa.jpgЧтец: Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в небе василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы - сестры русского рассвета -
Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до боли
Им повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже -
Тепло его ладоней и души.

Он видел, как ложился синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала:

Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его: Россия -
Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя, -
России стихотворная душа.

Слово учителя: Как вы уже поняли, ребята, сегодня на уроке у нас пойдёт разговор о гениальном русском поэте 20 века Сергее Александровиче Есенине, творчество которого не перестаёт волновать своей простотой и лиризмом. Это имя известно не только русскому читателю. Кто же он Сергей Есенин? t1623082984ab.jpgt1623082984ac.jpg

На этот вопрос мы сегодня постараемся найти ответ. Для этого класс заранее был разбит на 4 группы и ребята получили вопросы, которые сегодня должны перед нами осветить. Таким образом, перед нами выступят «Биографы», «Литераторы», «Лингвисты» и «Музыканты».

Пожалуйста, вам слово.

Для «Биографов»

Ученик 1: Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в рязанском селе Константинове. Происходил из крестьянской семьи. При этом его мать была выдана замуж поневоле, поэтому, когда Сереже исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы.


Чтец 2: Стихотворение «Край любимый, сердцу снятся...»


Ученик 3: С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище, он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе, из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.

Ученик 4:. Большое значение для начинающего поэта имела встреча с Блоком. Есенин так вспоминал о ней: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

А. Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта... 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые...»

Ученик 2: В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов "Радуница", в который входили такие стихотворения, как "Не бродить, не мять в кустах багряных", "Запели тесаные дроги" и другие. В этом же году был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Революцию Есенин встретил воодушевленно, с надеждой на «преображение» России. Но вскоре понял, что революция - это еще и разруха, голод и террор.


Ученик 1: В 1917 познакомился и 4 июля обвенчался с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 Есенин оставил семью, в которой уже росли сын Константин и дочка Татьяна. Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.


Ученик3: Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе и Америке, сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание". По возвращении в Россию они расстались.

Ученик 4: Приехав в Россию, Есенин стал работать над циклами стихов "Хулиган", "Исповедь хулигана", "Любовь хулигана". В 1924 году в Ленинграде вышел сборник стихов С.А.Есенина "Москва кабацкая". Потом Есенин стал работать над поэмой "Анна Снегина" и уже в январе 1925 года закончил её и опубликовал.

Ученик 1: Расставшись со своей бывшей женой Айседорой Дункан, Сергей Есенин женился на Софье Андреевне Толстой, которая приходилась внучкой известному писателю России 19 века - Льву Толстому. Но этот брак продлился всего несколько месяцев.

Ученик 3: Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев", в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и т. д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.


Звучит песня на слова Есенина «Устал я жить в родном краю»


Ученик 1: Время Есенина - время крутых поворотов в истории России. Первая Мировая война, крушение самодержавия, февральская революция 1917 года, великая октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, НЭП.. Революция в России - это не одномоментное событие, а процесс, растянувшийся на несколько лет.


Ученик 2: В отношении к революции никогда, нигде, ни в одной стране не наблюдается единства. Так и в России. Одни рассматривали её как поворотный пункт в истории человечества, другие как общенациональную катастрофу, настоящий выход из которой ещё предстоял. Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную страну, её русские деревни.


Чтец 3: Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушье пенье, пёсий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой ямами копыт

Изрыты пастбища и долы,

Немолчный топот, громкий стон,

Визжат тачанки и телеги.

Ужель я сплю и вижу сон,

Что с копьями со всех сторон

Нас окружают печенеги?...

Ученик 1: Прекрасно понимая необходимость перемен, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился этим противоречием.

Я человек не новый! Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.


Ученик 3: События, бушующие в стране, наложили отпечаток на жизни и творчестве поэта. Спад сил окончился для поэта трагически. Времени на

жизнь оставалось совсем немного.

Чтец 2: До свиданьядруг мойдо свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

t1623082984ad.jpgt1623082984ae.jpg


Звучит песня «Мне осталась одна забава»

Для литераторов

Ученик 1: Читаем строчки из его автобиографии: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». А ещё он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве»

Чтец: «Гой ты, Русь, моя родная...»

Гой тыРусьмоя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

t1623082984af.jpg

Ученик 1: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то...»

Чтец 3: Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


Ученик 2: «Нет поэта без Родины»,- говорил Есенин. Для неё он берёг самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимым.

О, Русь - малиновое ноле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.



Ученик 4: Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринял перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Чтец 1: «Край ты мой заброшенный...»

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?


t1623082984ag.jpg

Ученик 3: В стихах Есенина запёчатлён прекрасный облик нашей родины и тогда, когда Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось...


И тогда, когда она превращается в

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз...

С родиной у Есенина связана и лучшая метафора - «страна берёзового ситца»


Ученик 2: Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Стихотворение в исполнении Есенина «Клён ты мои опавший...» (видео)

Ученик 4: Стихи, обращенные к матери... Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме! И только, пожалуй, Некрасову и Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывность сыновнего чувства к матери.

Звучит песня «Письмо к матери»

Для «Лингвистов»

Ученик 1: Есенин, выразивший своей поэзией "неисчерпаемую "печаль полей", любовь ко всему живому в мире и милосердие..." один из самых читаемых русских лириков и замечательный обновитель поэтической образности. Произведения Есенина переведены на многие языки.

Ученик 2: «...Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». Как удивительно точно эта мысль выражает бесконечные горизонты есенинской поэзии! Какая прелестная гармония в самом сочетании двух слов: Есенин и Россия! Это и широкое поле, как безоглядная синь во все глаза, это и тёмная кромка леса у багряного в солнечном закате горизонта, это и тонкий молодой месяц, зависший над дальними холмами. И, конечно же, «дальний плач тальянки, голос одинокий. И такой родимый, и такой далёкий


Ученик 3: Выдающиеся русские писатели в своих произведениях искусно пользовались всем разнообразием языковых средств для создания словесных образов. Поэзия Есенина очень музыкальна и полна изобразительными средствами, которые автор мастерски использует.

В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.

Покажем использования художественно - выразительных средств в поэзии Есенина на примерах:

Ученик 4: Природа у Есенина живая, очеловеченная.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Красочные эпитеты: «звёзды золотые», «сонные берёзки», «серебряные росы», «шёлковые косы», «яркий перламутр»;

метафоры: «зеркало затона», «свет румянит сетку небосклона», «горят росы»;

олицетворения: « звёзды задремали », « зеркало затона задрожало », « берёзки улыбнулись », « растрепали косы », « крапива шепчет шаловливо ».


Ученик 4:Поёт зима - аукает,

мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

в улыбках солнца ясная Красавица весна.


Эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», « с рёвом бешеным», «пташки нежные», «вихри снежные»;

метафоры: « стозвон сосняка », « плывут облака », « метелица стелется », « в улыбках солнца »

олицетворения: « зима поёт, аукает, лес баюкает », « вьюга стучит и злится»

Ученик 5: Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком...

Олицетворение: « отговорила роща ».

Не жалею, не зову, не плачу.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Градация : «не жалею, не зову, не плачу» и метафора: «как с белых яблонь дым»

Ученик 6: Ещё одним средством выразительности у поэта является использование диалектизмов. Так, к примеру, нами были обнаружены слова, значение которых смогли определить только при помощи словаря. Читаем стихотворение Есенина «В хате»

Пахнет рыхлыми драченами*;

У порога в дежке* квас,

Над печурками* точёными

Тараканы лезут в паз*.

Льётся сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц*,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.


Музыканты

Ученик 2: Песня звучала для Есенина с детства, с момента рождения: Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали ...- сказал поэт.

Ученик 3: Песня благотворно действовала на душу будущего поэта. Народные песни открывали перед ним красоту окружающего мира, пробуждали любовь к людям, отчему дому, родному селу, к тропинкам, убегавшим за дальнюю околицу...

Эх, песня,

Песня!

Есть ли что на свете

Чудесней?- выплеснется позже в стихах Есенина. Народное песенное слово, впервые услышанное в Константинове, поэт ставил у истоков собственного творчества. Здесь не отдавалась дань традиции: стихи Есенина по мелодичности, богатству, гибкости ритма - кровная родня народной песне.


Ученик 4: Многие свои стихи Есенин называл «песнями»: «Песнь о собаке»,

«Далекая веселая песня», «Песня старика разбойника», «Песнь о великом

походе», «Песнь о хлебе» и другие. Песенность в поэзии Есенина органична.

Она подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и веселой, то ласковой и

тихой, а то горестной и безысходной.

Неудивительно, что поэзия Есенина сразу привлекла и не перестает привлекать внимание русских композиторов. Г. Свиридов, Р.Бойко, В.Салманов, А. Флярковский, Т. Хренников, Г. Пономаренко, В. Шибалин, В. Соловьев-Седой и многие другие не раз в своем творчестве обращались к стихам Есенина.


- Слайд с портретами композиторов.


Ученик 1: Композиторов покоряет есенинское «буйство глаз и половодье

чувств», его отношение к родине, ее природе, к жизни. 1аковы произведения 3. Левиной «Колдунья», А. Мосолова «Звонкое эхо», Р. Бойко «Черемуха душистая» и другие.


Ученик 3: В одной из телепередач, посвященных Сергею Есенину, его сестра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На ' закате её гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Григорий Пономаренко. Ему же принадлежит музыка к стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу...»

- Звучит песня «Отговорили роща золотая» Г. Пономаренко

Ученик 4: Особая роль в музыкальной есениниане принадлежит Г.В. ( Свиридову, композитору, показавшему в своих произведениях глубокую .преданность поэта « стране березового ситца». Это особенно ярко выражено й песнях и романсах ( « Братья- люди», « Сани», « На земле живут лишь раз»), в « Поэме памяти Сергея Есенина» - одной из вершин русской музыкальной классики.

Ученик 1: « В этом произведении,- сказал композитор,- мне хотелось

воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей

страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу,

которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества

замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком

музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:

...более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла ».

Ученик 2: Поэма памяти Сергея Есенина — одно из самых значительных сочинений Свиридова. Состоящая из десяти частей, она делится на три крупных раздела. Первый, из четырех частей, посвящен старой крестьянской Руси. Второй, включающий в себя пятую и шестую части, — аналог симфонического адажио, пленительные картины ночи. Последний раздел посвящен приходу новой эры в жизни Руси.

Ученик 3: Поэзия Есенина последних лет необычайно богата по мотивам, настроениям. То безоглядное веселье, то щемящая тоска, то счастливое упоение жизнью, то светлая печаль чисто и звонко бьются в голубой волне есенинского стиха. Вспомним одно из самых проникновенных и человечных лирических стихотворений – «Не жалею, не зову, не плачу..», написанное им в 1921 году.

Ученик 4: Не жалеюне зовуне плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Как философски мудры в этом стихотворении раздумья Есенина о днях быстротекущей жизни, с какой художественной силой выражена в нём любовь к людям, ко всему живому на земле! Именно это и притягивало Григория Пономаренко.


t1623082984ah.jpg

Звучит песня на слова Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»


Слово учителя: Спасибо, ребята, за интересные и содержательные выступления. Надеюсь, теперь вам не составит труда ответить на вопросы теста.

Ученики – консультанты собирают листки, проверяют, оглашаются оценки.


Подведение итогов.



t1623082984ai.jpg


Домашнее задание: написать мини-сочинение «Мой Сергей Есенин»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.