Внеклассное мероприятие по литературе «Любовь — это сердце всего» (9–11 классы)
Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь – это сердце всего". Любовь в жизни В. В. Маяковского.
Цель: развитие нравственности учащихся.
Задачи:
•познакомить с фактами из жизни В.В.Маяковского,
•выявить своеобразие стихов В.В.Маяковского, в которых интимная тема сливается темой Родины и революции,
•подчеркнуть нежность и мягкость, незащищённость и доброту “поэтинного” сердца.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Сегодня мы поговорим с вами о Владимире Маяковском как о человеке, который умел любить необыкновенно нежно, преданно, глубоко, для которого любовь была громадой. Давайте перелистаем страницы этой великой жизни и постараемся увидеть В.Маяковского в малом и большом. И, может быть, сегодняшний вечер поможет нам по-настоящему понять поэта и разобраться в его творчестве.
Темой нашей встречи возьмём слова Маяковского: “Любовь – это сердце всего”. А в качестве эпиграфа – слова из поэмы “Хорошо!” :
Если
я
чего написал,
если
чего
сказал –
тому виной
глаза – небеса,
любимой
моей
глаза.
Ведущий 2.Жизнь Маяковского со всеми её радостями и невзгодами, горестями, болью и отчаянием – вся в его стихах, письмах. Вот, что писал Маяковский в одном из своих писем:
“Исчерпывает ли для меня любовь всё? Всё, но только иначе… Любовь – это жизнь. Это – главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но, если оно работает, оно не может не проявляться во всём”.
Для Маяковского любовь и жизнь неразделимы. Он не признаёт половинчатых чувств.
“Громада – любовь,
Громада – ненависть”,
– так определяет отношение к жизни его лирический герой.
Мы открываем поэму “Облако в штанах”, и нас сразу, чуть ли не с первых строк, охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:
Чтец 1.
Нежные!
Вы любовь на скрипки
ложите.
Любовь на литавры
ложит грубый.
А себя,
как я,
вывернуть не можете,
Чтоб были одни
сплошные губы.
С той же силой трагизма говорит поэт о своей безответной любви к Марии Денисовой – любви, пожаром охватившей сердце.
Чтец 2.
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
“Приду в четыре”, - сказала
Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вечер
в ночную жуть
ушёл от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой
глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце –
холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
Любовь В.Маяковского была полыхающей, он горел в ней:
Чтец 3.
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сёстрам,
Люде и Оле, -
ему уже некуда деться.
Нежностью, мукой, любовью наполнена поэма. Многократно повторяется крик: “Мария!” Крик отчаяния, крик раненой души:
Чтец 4.
Мария!
Мария!
Мария!
Пусти,
Мария!
Мария!
Звереют улиц вагоны.
На шее ссадиной
пальцы давки.
Открой!
Больно!
Маяковский просит, как будто умоляет дать ему глоток воды в жаркой пустыне:
Чтец 4.
Мария!
Имя твоё
я боюсь
забыть,
как поэт
боится забыть
какое-то
в муках ночей
рождённое слово,
величием равное Богу.
Тело твоё
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей
бережёт свою
единственную ногу.
Сколько в этих строках боли и горечи, и какая мука дальше.
Чтец 5.
Всемогущий, ты
выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть
голова, -
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать,
целовать,
целовать?
Ведущий 1.Видите, сколько любви, страдания, нежности и благородства.
Эта трагическая любовь не выдумана. Поэт Василий Каменский, бывший в это время с Владимиром Маяковским в Одессе, вспоминает:
Чтец 1. “Маяковский влюбился здесь в красавицу Марию Александровну. Взволнованный, взметённый вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией он влетал к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял : “Вот это девушка, вот это девушка!”
Василий Каменский рассказывал и о трагическом исходе первой любви Маяковского и что позже, вспоминая о том, что было в Одессе, поэт с горечью сказал:
Любить нельзя –
масса тяжёлых
неприятностей.
Неизвестно точно, любила ли Мария Маяковского, очевидно, - нет. И ещё между ними встало одно препятствие – одно из тех, что порождались тогдашней общественной жизнью, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов и обывательских предрассудков.
В поэме этому дано краткое объяснение:
Чтец 2.
Вошла ты,
резкая, как “нате”!,
муча перчатки замш,
сказала:
“Знаете –
я выхожу
замуж”.
После смерти В.Маяковского эта женщина сделала один из первых его скульптурных портретов.
Ведущий 2. Уже в советское время В.Маяковский пишет одну за другой поэмы : “Люблю”, (1922г.) и “Про это” (1923г.). Огромную радость испытывает герой поэмы “Люблю”, отдав любимой весь”нерастраченный груз” своего чувства. Маяковский с титанической силой прославляет “величье сердца человечьего”, человеческую любовь:
Чтец 3.
Флоты –
и то стекаются в гавани.
Поезд –
и то к вокзалу гонит.
Ну, а меня к тебе и подавней –
я же люблю! –
тянет и клонит…
…Земных принимает
земное лоно.
К конечной мы возвращаемся цели.
Так я
к тебе
тянуть неуклонно,
еле расстались,
развиделись еле.
Достойной советского человека поэт признаёт любовь сильную, верную, любовь истинную, страстную.
Чтец 4.
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно
стих
строкопёстрый,
клянусь –
люблю
неизменно и верно!
Ведущий 1. В поэме “Про это” поэт предстаёт перед нами мятущимся, страдающим. В тяжёлом отчаянии он говорит о первостепенном значении для него любви:
Страшно – не любить,
ужас – не сметь.
И сколько нежности, ласки в его обращении к любимой:
Чтец 5.
Любить стихом,
а в прозе немею.
Ну вот, не могу сказать,
не умею.
Но где, любимая,
Где, моя милая,
Где – в песне! –
Любви моей
изменил я?
Здесь каждый звук,
чтоб признаться,
чтоб кликнуть.
А только из песни –
ни слова
не выкинуть.
Ведущий 2. Перелистывая книгу жизни В.Маяковского как книгу любви, мы невольно останавливаем наше внимание на женском имени, которое принесло ему самую большую радость и самую большую боль.
Ведущий 1. В 1928 году перед отъездом в Париж Владимир Маяковский встретился с главным редактором “Комсомольской правды” товарищем Костровым. Договорились, что Маяковский пришлёт из Парижа материалы в газету. Костров ждёт, а материалов нет. Откуда ему было знать, что в Париже поэт влюбился. Влюбился так, что молчать о своей любви он не мог. И вскоре редактор получает стихи “Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”. Здесь Маяковский высказывает своё отношение к любви:
Чтец 1.
Любить –
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Осенью 1928 года, будучи в Париже, Маяковский встретился с Татьяной Яковлевой. Друзья Яковлевой – художник Шерсаев и его жена вспоминали:
Чтец 2.“В 1928 году, в один из приездов В.Маяковского в Париж, на вечере у какого-то художника Маяковский и Таня встретились. Маяковский сразу влюбился в Татьяну. Как-то Таня привела его к нашим знакомым, где были и мы. Радостная, сияющая, она подошла к нам и сказала: “Я хочу познакомить вас с Владимиром Маяковским. Он будет читать стихи”. Когда Маяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица – высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление влюблённого. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом”.
Ведущий 2. Татьяна Яковлева была дочерью русских родителей. Отец – военный инженер. В царской России он не мог реализовать своё изобретение и уехал в Америку. Мать с двумя дочерьми: Татьяной и Людмилой, оставалась в России. В 1925 году Таня по вызову своего дяди, известного художника Л.Яковлева, уезжает в Париж, где с ней и знакомится Маяковский. Они встречались ежедневно в течение сорока дней. Маяковский безмерно любил эту женщину. Гордость и ласка звучат в строках стихотворения “Письмо Татьяне Яковлевой”:
Чтец 3.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Но пришёл день, когда Маяковскому нужно было уезжать. Татьяна провожала его. Ему было очень тяжело расставаться с любимой. Она не хотела ехать с ним в Москву, хотя он сильно просил её:
Чтец 4.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекрёсток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбленье
на общий счёт
нанижем.
Я всё равно
тебя
когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоём с Парижем.
Маяковский обещал вернуться в Париж весной, где Татьяна станет его женой. С дороги он посылал телеграммы: “Люблю”, “Люблю невыносимо”, “Ужасно тоскую”.
Уезжая, Маяковский весь свой гонорар фирме, подписал огромное количество своих визиток: “Цветы от Маяковского”. Цветы приносили в дом к Татьяне каждый день. Он был далеко, за сотни километров, в Москве, а цветы приходили. Он хотел как-нибудь перечеркнуть разлуку, хотел, чтобы она чувствовала: он рядом, он любит её.
Ведущий 1. В Москве Маяковский много работает. Но даже в эти дни, необыкновенно загруженные, он неустанно думает о своей думает о своей Татьяне. С каждым днём тоска по любимой становится всё сильнее:
“Письма – такая медленная вещь, а мне надо каждую минуту знать, что ты делаешь и о чём думаешь. Поэтому телеграмлю”. Молнии телеграмм одна за одной несутся в Париж: “Тоскую, стараюсь увидеть скорее”, “Очень затосковал”, “Тоскую невероятно”, “Бесконечно тоскую”, “Тоскую по тебе совсем небывало”.
10 декабря 1928 года Маяковский послал из Москвы в Париж Татьяне первый том своих сочинений, написав на нём:
Дарю
моей
мои тома я,
Им заменить
меня
до мая!
Маяковский жил только этим ожиданием встречи с Татьяной, но советское правительство не разрешало ему ехать во Францию.
Ведущий 2. Татьяна решает, что он разлюбил её и выходит замуж за виконта дю Плесси. В день своей свадьбы Татьяна больше всего хотела и больше всего боялась, что её принесут цветы от Маяковского. И цветы принесли. Это были белые розы.
Об этом пишет Аркадий Рывлин в своей поэме “Цветы от Маяковского”:
Чтец 5.
Цветы! Она их то клянёт!
А то, смущаясь
Берёт, но не цветы берёт,
А, кажется, букеты боли,
И в них, лучами освещённых,
Ей робко светит обнаружась,
И вся его незащищённость,
Беспомощность и неуклюжесть.
Через год, 14 апреля 1930 года, Маяковского не стало. И не было рядом с ним ласкового, близкого друга. И ведь за всю жизнь Владимира Маяковского так никто и не полюбил по-настоящему. Он столько любил – человек с большим сердцем, с огромной душой, жаждущей ответного чувства. Но, может быть, женщин пугала и отталкивала именно эта “громада любовь”. В поэме “Про это” Маяковский писал:
Я своё, земное, не дожил,
На земле своё не долюбил.
Ведущий 1. В день смерти Маяковского Татьяне принесли цветы – чёрные розы, цветы от мёртвого человека. Маяковского уже не было в живых, а Татьяне Яковлевой продолжали приходить цветы.
Чтец 5.
У рассыльных привычный труд, -
Снег ли, дождик ли над киосками,-
А букеты его идут
Со словами: - От Маяковского.
А потом этой смерти бред.
Застрелился… Весна московская.
Маяковского больше нет…
А букеты – от Маяковского.
Эти фирменные, усадебные,
Что вовеки не станут свадебными.
Эти самые бесподобные!
Только всё-таки не надгробные!..
Жизнь ломается. Ветер крут.
А букеты его идут.
А букеты его идут,
Хоть Париж уже под фашистами…
А букеты его идут,
И дрожат лепестки росистые.
И, чтоб выжить, она пока
Продаёт их (зима ли, лето ли) –
Эти чёрные облака,
Эти белые облака,
Эти красные облака,
Что зовутся его букетами.
И всё чаще теперь, наверное,
О Москве она вспоминает.
А любовь, что была отвергнута,
И её, и Париж спасает.
Вот уже и Берлин берут,
А букеты его идут.
Жёны мёртвых уже не ждут, а букеты его идут.
И хоть старости лёг маршрут,
Старость сумрачна и сурова,
А букеты его идут
От живого и молодого,
И за жизнь, за любовь разрубленную,
Это ими он голосует,
Недолюбленное долюбливает
И к любимой своей ревнует.
Звучит музыка, затем участники вечера читают стихи Маяковского В.В. о любви.