12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Файзулина Татьяна Андреевна934
Россия, Томская обл., Томск
3

Конспект внеклассного мероприятия «Юбилей автора В.В. Маяковского», 9 класс



Конспект внеклассного мероприятия «Юбилей автора В.В. Маяковского» 
в 9 классе 
 
Слайд 1

Слово учителя

Дорогие дети! Эпиграфом к нашему занятию служат слова Л.Н. Толстого о сути поэзии: Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело» [2]. Ведь cегодня мы с вами по-своему отпразднуем День рождения (пусть и немного с опозданием) одного из уже известных нам поэтов. Но кто это – пока загадка. Для того, чтобы эту загадку отгадать, посмотрим с вами на следующий слайд.

Учитель показывает детям Слайд 2 и задает следующие вопросы:

 

 

-Что такое графика? Для примера я поместила на слайд несколько график Ван Гога (это искусство изображать предметы линиями и штрихами, без красок; произведения этого искусства);

-В чем особенность этого типа искусства?

-В чём, по-вашему, может быть связь между графикой и поэзией?

-Может ли поэзия быть графической?

Ученики отвечаю на вопросы, делятся мнениями, дискутируют.

Слово учителя

Голос поэта, чья поэзия поистине была графической, наглядной, штрихпунктирной, вы услышите сейчас, и я уверена, что вы сразу сможете дать ответ на вопрос: «Кто он, наш юбиляр?».

Учитель включает аудиозапись – стенографическую запись авторского чтения «Необычайного приключения, бывшего с Владимиром Маяковским летом на даче», декабрь, 1920 г.


Читает Маяковский
MP4 / 29.91 Мб

Ученики называют автора – В.В. Маяковского.

Слово учителя

Слайд 3

 

 

19 июля 1893 г. в селе Багдати (Грузия) родился В.В. Маяковский. В 2018 году исполняется 125 лет с момента его рождения. В седьмом классе мы с вами уже знакомились с его творчеством.

Вопрос ученикам: с какими произведениями автора мы с вами познакомились? Что вы помните о жизни самого В.В. Маяковского?

Слово учителя

Человек, чья жизнь была исполнена неподдельным трагизмом. Человек, который почти никогда не улыбался. Человек одинокий, программный, не находящий себе места среди остальных людей. Я бы хотела, чтобы мы с вами пришли к В.В. Маяковскому через его произведения.

Вопрос ученикам: кто такой «лирический герой»? Равен ли он автору?

Слово учителя

В художественном мире Маяковского звучит преимущественно его голос. Голос личный. Голос поэта. Посмотрим с вами на слайд (Слайд 4),на котором размещен отрывок из его стихотворения «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». Прежде чем мы познакомимся с ним, прокомментирую неизвестное нам слово «кесарь» - от лат. Caesar – цезарь, т.е. владыка, монарх. Итак, прочитаем и интерпретируем, т.е. дадим комментарий данному отрывку, постараемся понять. Для наглядности мы с вами создадим ассоциативный кластер этого отрывка.

 

 

Четыре.

Тяжелые, как удар.

"Кесарево кесарю - богу богово".

А такому,

как я,

ткнуться куда?

Где мне уготовано логово? <..> [1]

Ученики читают отрывок, комментируют. Называют те оттенки настроения, которые пронизывают данные строки, учитель записывает их на доске (например, чувства одиночества, грусти, тоски, потерянности и т.д.) либо же отдельные ассоциации.

Слово учителя

Стихотворение написано в далеком 1916 г., автору было всего 23 года.

Вопрос ученикам: что можно сказать о душевном состоянии ЛГ и самого автора в это время?

Слово учителя

К этому времени В.В. уже испытал на себе те лишения, которые несёт бедность, не единожды был арестован, фактически 6 месяцев провел в Бутырской тюрьме, начал публично выступать (первое выступление – в 1912 г.), выпустил первый рукописный сборник «Я», поступил в Строгановское училище и был из него исключен, был клеймлён как политически неблагонадёжный, познакомился с Лилей Брик, женщиной всей его жизни. И это далеко не все события, которые наполнили жизнь автора к этому времени.

Обратимся с вами еще к одному отрывку и продолжим собирать образ его ЛГ и его самого (слайд 5).

 

 

Вывод

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих стокоперстый,

клянусь -

люблю

неизменно и верно! [1]

Вопросы ученикам: Каково здесь настроение ЛГ? Что хочет нам сказать автор, какой тезис утвердить? Играет ли он с нами, обманывает ли или всё это произнесено им искренне? Каково значение слова стокоперстый, как вы думаете?

Ученики читают отрывок, комментируют. Продолжают работу по заполнению ассоциативного кластера.

Слово учителя

В этих двух отрывках ЛГ показан как человек чувствующий, человек, желающий верить в существование любви, утверждающий это свои сильным словом. В жизни его для любви было уготовано особое место. Боль, страдание, отчаяние – синонимы к любви Маяковского. (Слайд 6) 

 

 

Лиля Брик словно держала его на цепи, не отпуская, и не подпуская близко одновременно. Будучи замужем, ни один год она давала надежду В.В. Его Лиличка была любовью всей его жизни. Но ВМЕСТЕ (каково значение этого слова?) они не были никогда.

Заключительным на сегодня текстом будет стихотворение «Нате».

Вопросы ученикам: каково значение слова, ставшего названием? Как вы думаете, о чём оно может быть?

Слово учителя

Познакомимся с самим текстом и завершим нашу работу по составлению ассоциативного кластера

(Слайды 7-8)

 

 

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
[1]

Вопросы ученикам: какой здесь ЛГ? Автор? Кем он является или кем хочет являться? Отличается ли данное стихотворение от тех отрывков, с которыми мы уже познакомились? Чем именно?

Ученики читают отрывок, комментируют. Завершают работу по заполнению ассоциативного кластера.

Слово учителя

Итак, мы прочитали с вами всего три небольших текста. Маяковским, безусловно, написано в десятки раз больше. Множество его произведений посвящено вопросам политики, вопросам социальным, вопросам общественного устройства и вопросам о месте советского человека в новом «постцасрком» обществе. Он пишет о революции, о бюрократии, о толпе. О налогах, о деньгах, о власти (Слайд 9).

 

 

Вопросы ученикам: как вы думаете, почему именно эти тексты мы постарались понять, почему именно их я выбрала? Каким предстает автор согласно нашему кластеру? Почему нам так важно было подсветить, осветить личность писателя? Завершающий и ключевой вопрос – почему его поэзия – графическая? Что – или кого – он рисует своими словами?

Слово учителя

Я благодарна вам, ребята, за это занятие. Благодарна за вашу активную работу. Да, безусловно, поэзия В.В. Маяковского сложна, но именно поэтому многим читателям она нравится: за сложностью стиха скрывается сложность и многогранность самой жизни. Творчество автора актуально и в настоящее время. Так, у группы Сплин есть замечательная песня «Маяк», которая является переложенным на музыку стихотворением «Лиличке!». Я буду рада, если вы познакомитесь с этой песней дома и поделитесь своими впечатлениями со мною завтра.

Этап рефлексии

Вопросы ученикам: что понравилось на занятии? Что показалось наиболее важным? Что бы еще хотели узнать о жизни и творчестве автора?С какими мыслями, чувствами уходите с занятия?

Слово учителя

Спасибо за урок!

До свидания!

Список использованных источников и литературы

Маяковский В.В. Стихотворения: [электронный ресурс] // http://stih.su. URL: http://stih.su/majakovskij/ (дата обращения 07.11.2018).

Толстой Л.Н. [электронный ресурс] // http://citaty.su . URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-poezii (дата обращения 04.11.2018).

Иллюстрации, использованные в презентации, найдены путем обращения к сервису Google-картинки.


     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.