Научно-исследовательская работа «Эскиз цветочной клумбы для пришкольного участка»
МОБУ Гимназия г. Тюкалинска
Тема: «Эскиз цветочной клумбы для пришкольного участка»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: естествознание 5-8 классы
Выполнили:
Ученики 5
«В» класса
МОБУ Гимназия г. Тюкалинска
Кирюхина Анастасия Андреевна,
Шаркова Екатерина Владимировна
Научный руководитель:
МОБУ Гимназия г. Тюкалинска
Тарасова Марина Сергеевна
Тюкалинск - 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
I. Теоретическая часть исследования……………………………………….......5
1.1 Ландшафтный дизайн. Историческая справка………………………….…..5
1.2 Цветочная клумба как элемент ландшафтного дизайна…………………...6
II. Практическая часть. Разработка эскиза цветочной клумбы «Цвета радуги»…………………………………………………………………………….9
2.1. Результаты социологического опроса ………………………………….….9
2.2 Планировка цветника…………………………………………………..…....10
2.3 Подбор ассортимента растений………………………………………….....11
2.4 Уход за клумбой……………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованной литературы……………………………………….….15
Приложение………………………………………………….………….…….....16
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что заключается в том, что экологическое воспитание в настоящее время занимает важную роль. Все больше внимания люди стали уделять состоянию территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям, заниматься озеленением данной территории. И многие из указанных территорий, все еще требуют значительного благоустройства. «Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора. Благоустройство школьной территории всегда было актуальным. А в настоящее время это особенно актуально, так как способствует воспитанию у детей эстетического вкуса, формированию чувства ответственности за свою школу и желание изменить облик школы. Участки около школ становятся не только красивым местом, но и эффективным средством воспитания экологической культуры обучающихся. Работа над данной темой также дает возможность развивать активную жизненную позицию, а также реализовать способности дизайнеров, садоводов, исследователей.
Летом 2017 года мы посещали лагерь дневного пребывания и обратили внимание, что на территории гимназии одна из клумб засажена многолетними растениями одного вида. Это лилейник. Нам захотелось клумбу засадить однолетними красивыми цветами, которые бы напоминали радугу.
Поэтому проблема исследования представляет собой вопрос, как создать на территории гимназии красивую клумбу, используя элементы ландшафтного дизайна.
Объект исследования: эскиз цветочной клумбы.
Предмет исследования: использование элементов ландшафтного дизайна при создании эскиза цветочной клумбы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что если правильно спроектировать место посадки цветочных растений на клумбе, используя элементы ландшафтного дизайна можно в результате получить красивую клумбу на территории гимназии.
Цель исследования: создать эскиз цветочной клумбы «Цвета радуги» с элементами ландшафтного дизайна для дальнейшего озеленения и благоустройства пришкольной территории.
Задачи исследования:
Изучить литературу об основах цветоводства и ландшафтного дизайна.
Провести опрос и выяснить необходимость благоустройства пришкольной территории;
Разработать эскиз школьной клумбы с использованием основ ландшафтного дизайна «Цвета радуги»;
Место исследования: территория МОБУ Гимназия г. Тюкалинска.
Сроки исследования: с 10 сентября 2017 года по 30 августа 2018 года.
В данной работе использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, индивидуальные беседы, математическая обработка результатов, полученных в ходе исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на территории гимназии будет не только красивая клумба с цветами, но и такая работа будет способствовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся.
I. Теоретическая часть исследования
1.1 Ландшафтный дизайн. Историческая справка
В наши дни под ландшафтной архитектурой понимается особый вид архитектурной деятельности, который направлен на создание не только гармоничного, но целесообразного окружения для человеческой жизни.
Для ландшафтной архитектуры используют средства, которые всегда существовали в природе: рельеф, вода, растительность и т.д., которые подвергаются необходимым преобразованиям. Все компоненты, используемые в ландшафте, тесно связаны между собой. Их выбор зависит не только от конкретных природных условий, но и от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Поэтому, работая над ландшафтным дизайном, важно это учитывать. [2].
Всегда мы обращаем внимание на цветочные растения на приусадебных участках, территориях прилегающих к объектам социальной сферы, различным учреждениям. И часто можно увидеть, что цветочно-декоративное оформление неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Поэтому следует помнить, что цветы нужно высаживать тогда, когда территория полностью благоустроена: посажены деревья и кустарники, проложены дорожки и площадки. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Это связано в с тем, что их размещают на самых видных, парадных местах, на пересечениях основных аллей, вдоль дорожек. Высаживают цветочные культуры так, чтобы непрерывное цветение обеспечивалось в течение длительного времени. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект.
1.2 Цветочная клумба как элемент ландшафтного дизайна
Цветнику всегда отводится важная роль, так как он является тем приемом в ландшафтном дизайне, который способен не выделить какой-либо участок местности, оживить монотонный весной и осенью ландшафт, но и позволяет организовать общий план участка,. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры.
Садовник, составляющий цветник, сродни художнику, пишущему картину. Сочетание цветов на клумбе очень важно. Из одних и тех же растений можно сделать торжественный яркий, привлекающий взгляды цветник или успокаивающий и умиротворяющий цветник, глядя на который чувствуешь себя комфортно и расслабленно. Для этого достаточно использовать лишь сорта с разной окраской цветов и листьев, Ведь всем известно, что цвета влияют на настроение. А если неумело ими пользоваться, то можно получить слишком пестрый, совершенно непонятный, разрозненный набор растений, который уж точно не подходит под определение цветочной композиции.
Рис.1
Для того чтобы было проще представить себе сочетания различных цветов можно использовать цветовой круг( Рисунок 1).
В центре круга расположены три основных цвета, из которых при их смешивании получаются все остальные цвета: из красного и желтого получается оранжевый, желтый и синий дают зеленый цвет, а если смешать красный и синий получится фиолетовый. Для получения различных оттенков достаточно добавлять большее количество того или иного цвета. Если добавить белый цвет, то цвета получатся пастельные тона. Цвета, расположенные на круге рядом считаются родственными и наиболее сочетающимися между собой. Цвета, расположенные напротив друг друга считаются контрастными. Поэтому это важно использовать при разработке эскиза клумбы.[7]
Для создания гармоничной по цвету цветочной композиции важно знать несколько правил:
1. В парадной зоне отлично будет смотреться клумба, в эскизе которой использовалось контрастное сочетание цветов на клумбе. Она будет яркой, привлекающей внимание. Но важно учесть, что в парадной зоне такая клумба будет уместна, то в зоне отдыха она будет не только утомлять, но и действовать довольно возбуждающе. Поэтому такие цвета не желательно использовать в зоне отдыха. Наиболее интересными считаются контрастные сочетания фиолетового с желтым, красного с зеленым. При составлении контрастного цветника, очень важно соблюдать следующее правило: нужно создать большие пятна обоих контрастных оттенков, чтобы клумба смотрелась празднично и ярко. Если не придерживаться такого правила, то клумба может издали выглядеть грязноватого некрасивого цвета. В качестве главного можно выбрать любой оттенок этих цветов. Например, если выбрать в качестве главного цвета синий, его можно расположить в центре, тогда рядом с ним как дополнение будут хороши родственные фиолетовый, и сиреневый, красный.
2. Эффективным приемом будет при разработке эскиза использование триады. Она позволяет подобрать окраску цветов для цветника. Триада - Это цветовой круг, в котором рисуется равносторонний треугольник, и те цвета, которые оказываются у него на концах, используются при создании композиции. Триады могут быть следующие: синий – желтый – красный, голубой – розовый – золотисто-оранжевый и т.д.
3. Уникальными считаются цвета: белый, черный и серый цвета. Так как они хорошо сочетаются со всеми остальными цветами. Белый цвет – уникальный и поможет сгладить и разбавить излишнюю яркость и пестроту цветника. А растения с серебристой серой листвой могут послужить отличным фоном. Темные оттенки помогут выделить более яркие цвета на клумбе.
4.Пастельные тона помогут создать романтическую атмосферу вашего цветника, так как они хорошо сочетаются между собой. Очень важжное наблюдение: растения с цветами пастельных оттенков довольно часто обладают особенным ароматом, поэтому это следует использовать при разработке клумбы.
5.Можно создать красивый монохромный цветник из разных оттенков одного цвета, они придадут цветнику объемности. Можно использовать для этого разные оттенки красного или желтого цветов, также можно разбавить их белыми цветами.
6.Особого внимания заслуживает, так называемый, «белый сад». Такие клумбы очень интересны и смотрятся изыскано. Растения для него подбираются в основном с белыми цветками и серебристой или серой листвой. Но также следует учесть, что красоту и аристократичности такому саду придадут различные садовые аксессуары (скамейки, беседки, заборчики, садовая мебель и т.д.). Оттенок для мебели необходимо подбирать светлый пастельный.
7. Холодные цвета довольно часто используются в качестве фона для более теплых оттенков, также они визуально пространство раздвигают. Красные, оранжевые, жёлтые цвета способны визуально не только уменьшать пространство, но и делать его более теплым и уютным. Но, используя данные контрасты, важно не переборщить и не напестрить.
9. Пастельные оттенки, прекрасные в утренние часы или при сумерках, а также в небольшом затенении, днем на солнцепеке будут смотреться довольно блеклыми. Поэтому при выборе цветовой палитры важно учесть не только зону, в которой он будет находиться (парадная, зона отдыха, отдаленная беседка), но и степень ее освещенности. В вот холодные синие или фиолетовые цвета довольно ярко смотрятся на солнце, но в тени становятся блеклыми.[4]
II. Практическая часть. Разработка цветочной клумбы «Цвета радуги»
2.1. Результаты социологического опроса об отношении учащихся, родителей, учителей к созданию клумб с элементами ландшафта на территории гимназии
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют решения.
В опросе принимали участие респондентов разных возрастных категорий для того, чтобы получить объективные результаты опроса по данной проблеме. Данные возрастных категорий представлены в таблице 1.
Категория респондентов |
7 лет |
9 лет |
10 лет |
13 лет |
16лет |
Учителя |
Родители |
Количество участников |
26 |
30 |
24 |
14 |
18 |
18 |
17 |
Общее количество опрошенных составило 147 человек. Для опроса использовались вопросы, позволяющие сформировать мнение об отношении респондентов к озеленению территории гимназии, роли учащихся, учителей и родителей в озеленении территории гимназии (Приложение1 ).
Территория гимназии ежегодно озеленяется. Особенно красивым выглядит центральный вход. Весной зацветают тюльпаны, нарциссы, на смену им появляются лилейник, ирисы. Затем красками сияют лилии, а с середины июня уже благоухают однолетние цветы: бархатцы, петунии, алиссум, цинии, астры, георгины.
Изучив ответы участников опроса, можно сделать вывод, что на территории достаточное количество клумб. 111 человек считают наиболее красивым местом центральный вход, 36 человек утверждают, что на территории гимназии все участки достаточно озеленены.
На вопрос «Нужна ли красивая клумба на территории гимназии?» 97 человек дали положительный ответ, «все равно» сказали 13 человек, затруднились с ответом 37 человек.
Где необходимо на территории гимназии обновить клумбу? На данный вопрос получили следующие ответы:
-около спортивной площадки –39
-вдоль лавочек –40
-на детской площадке – 68
Как воплотить в жизнь идею создания клумбы?
Какие цветы хотели бы видеть на клумбе?
Изучив ответы на данный вопрос, мы определили предпочтение участников опроса. Чаще всего в ответах встречались названия таких цветов, как: бархатцы, агератум, алиссум, петуния, флоксы, сальвия. 24 человека (16 %) ответили, что хотели бы видеть на клумбе красивые яркие цветы.
Так же нам важно было выяснить, кто должен заниматься созданием клумб?
75 человек (51 %) считают, что это работа учащихся и учителей;
29 человек ( 18) считают, что это работа совместная детей, родителей и учителей
43 человек (31%) считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.
Получив результаты опроса, можно сделать вывод, что все участники хотят видеть красивые клумбы на территории гимназии, на которых будут расти красивые, яркие и цветущие продолжительное время цветы.
2.2 Планировка цветника
Свою работу мы начали с выбора места для цветника на территории гимназии. Учитывая мнение участников опроса, изучив предложенное место. Мы сделали вывод, что данное место подходит по месторасположению. Оно расположено в южной части. Участок находится слева от центрального входа. В настоящее время на участке растут многолетние растения. (Приложение 2) Следующим этапом нашей работы была оценка природно-климатических условий данного участка. Для этих целей мы использовали данные учебника «География Омской области» под редакцией Л.В. Азаровой. Изучив климат, почвы, можно сделать вывод, что эффективнее оформить клумбу в строгой симметрии. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность. Таким образом, данный стиль и учебные заведения выполняют единую задачу.
2.3 Подбор ассортимента растений
Назначение цветников – украшать определенный участок земли, радовать глаз человека. При создании цветников мы руководствовались следующими правилами:
Для того чтобы правильно выбрать растения для оформления приусадебного участка, мы составили план размещения цветочно-декоративных культур с учетом освещенности, требований к почве, периода и продолжительности цветения, высоты и окраски цветов. Цветы подбирали так, чтобы цветение не прекращалось с июня и до поздней осени.
Высокие растения высаживают на задний план или в центр композиции. Низкие – ближе к передней части так, чтобы все элементы цветочной композиции хорошо просматривались.
В центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно.
Для цветочной композиции выбирают культуры с учетом их требований к условиям выращивания.
Избегать излишней измельченности и сложности рисунка.
Бордюр по цвету должен отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра - подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком вычурным и выделяться. Бордюрные растения - низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком.
В нашей клумбе большинство цветов - светолюбивые однолетние растения, так как клумба расположена на южной территории. Также мы учитывали структуру почвы.
С учетом мнения участников опроса, почвы мы решили для клумбы взять следующие цветы: бархатцы, флоксы, петунию, алиссум, циннию, цинерарию.(Приложение 3)
Цветовые сочетания в цветнике лучше всего подбирать по цветовому кругу, о котором мы уже писали в главе 1. Однако существуют беспроигрышные сочетания: синий — желтый, оранжевый — голубой, малиновый — серебристый, розовый — белый.
Далеко-близко. Вдали лучше смотрятся темные и сизые оттенки, а на переднем плане — желтые и красные. Белый цвет всегда добавляет света — это идеальный фоновый цвет. Эскиз нашей клумбы представлен в приложении 4.
2.4 Уход за цветником
Чтобы клумба радовала глаз, необходимо постоянно за ней ухаживать. Соответственно, важно разработать правила ухода. Уход за клумбой необходимо осуществлять в несколько этапов.
Полив. Это основной процесс ухода за цветочными растениями. В сухие и солнечные дни он должен проводиться ежедневно. Мы планируем осуществлять полив во второй половине дня. Так как в это время на территории уже не светит солнце, следовательно, не будет возникновения на листве солнечных ожогов и к вечернему времени почва уже впитает влагу и в ночное время, в период охлаждения почты не будет угрозы заражения растений, в связи с перепадами температуры.
Рыхление почвы и прополка. Для того чтобы они росли нормально, необходимо рыхлить грунт и по мере отрастания сорняков, проводить прополку клумбы.
Подкормка. Весной впериод подготовки почвы к посадке необходимо внести удобрение азот. Также калий и фосфор, потому что они повышают сопротивляемость растений к заболеваниям.
Уход за надземной частью растений. Это несложный процесс, заключающийся в удалении отмерших листьев и побегов, а так же в прищипке побегов для продления периода цветения на несколько недель. Для защиты растений зимой желательно проводить укрытие побегов еловым лапником или слоем листьев.
Заключение
Учитывая мнение и желания учеников гимназии, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения был разработан эскиз клумбы, что позволит не только внести изменения в дизайн пришкольного участка, но и значительно его украсить собственными руками. И это послужит началом дизайнерских идей нашими учащимися, а также, возможно будет продолжено озеленение территории гимназии в едином стиле. Ведь с созданием клумбы «Цвета радуги» внешний вид около участка дошкольных групп полного дня будет более современным и ухоженным.
Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.
Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.
А также следует отметить, что изучая растительный мир, цветочные и декоративные растения, постигая законы природы, мы не только обогащаемся знаниями, но и легче и быстрее развиваем в себе чувство любви и уважения к окружающей природе. Цветоводство является формой разумного использования свободного времени для экологического, эстетического воспитания.
Список используемой литературы
Азарова Л.В. и [др.] География Омской области. Учебник. / Под ред. Л.В. Азаровой, Г.И. Саренко. Омск: Министерство образования Омской области, 2008.
Вечерина Е. Цветники в схемах. / Москва, Дачный помощник, 2012.
Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.
Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).
Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.
http://nyurochka.ru/ -сайт «Красивые идеи для вашего сада».
http://my-manor.ru/ -сайт «Моя усадьба»
Приложения
Приложение 1
Вопросы для опроса учащихся, учителей, родителей
№ п/п |
Наименование вопроса |
1. |
Достаточно ли клумб на территории гимназии? |
2. |
Какое место наиболее озеленено на территории гимназии? |
3. |
Нужна ли красивая клумба на территории гимназии? |
4. |
Где необходимо на территории гимназии обновить клумбу? |
5. |
Как воплотить в жизнь идею создания клумбы? |
6. |
Какие цветы хотели бы видеть на клумбе? |
7. |
Кто должен заниматься созданием клумб? |
Приложение 2
Приложение 3
Цветы для клумбы
- флоксы белого и красного цвета;
- сальвия красного цвета;
- петуния фиолетового цвета;
-циния желтого цвета;
-цинерария серебристая;
Приложение 4
Эскиз клумбы «Цвета радуги»
4
2
2
3
3
5
5
6
1
1
5
- ф
1
локсы красного цвета;
2
-сальвия красного цвета;
-
3
флоксы белого цвета;
-
4
циния желтого цвета;
5
-цинерария серебристая;
-
6
петуния фиолетового цвета