Экспериментальное исследование с выявлением особенностей агрессии и мотивации в поведении учащихся

1
0
Материал опубликован 11 August 2021


ЭСКПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ВЫЯВЛЕНИЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ И МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧАЩИХСЯ МБОУ СОШ №68 Г. ПЕНЗЫ



База исследования: МБОУ СОШ №68 г. Пензы, 2 «А» класс (количество учащихся 17 человек).

Цель исследования: определить уровень агрессии и ее особенностей мотивации учащихся 2 «А» класса.

Исследование было основано на проведении психологического тестирования. Ученикам были предложены утверждения, на которые они давали ответы «да» или «нет».

Утверждения:

1.Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Временами у меня бывают приступы агрессии, с которыми я никак не могу справиться.

3.Бывали случаи, когда я вступал в конфликт, но не проявлял агрессию. А лишь защищал себя.

4. Меня часто злят окружающие люди.

5.Я проявляю агрессию, когда меня обижают.

6. Я проявляю агрессию, когда меня никто не понимает.

7. Я проявляю агрессию, когда мне скучно.

8. Я проявляю агрессию, когда мне хочется вывести человека на эмоции.

В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

9.Мне часто говорят, что я вспыльчив.

10.С моим рассудком творится что-то неладное.

Данные утверждения помогли выявить уровень агрессии и ее мотивации каждого ученика в классе.

Проведенное исследование показало, что большинство школьников данного класса не проявляют агрессию – 78%- они уравновешены, спокойны и неконфликтны. 12 % склонны к проявлению агрессии в случае, когда их обижают и агрессия в данном случае является средством самозащиты.

Кроме этого была проведена методика исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса», созданная Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения.

Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение).

Опросник:


1. Позволяю себе поделиться чувством с другом

2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы

17. Обдумываю про себя план действий

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

21. Избегаю общения с людьми

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблем

23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей

26. Сплю больше обычного

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе

28. Представляю себя героем книги или кино

29. Пытаюсь решить проблему

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

31. Принимаю помощь от друзей или родственников

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения.

Анализ заполненных учениками бланков дал повод сделать следующие выводы: 10% испытуемых имеет высокий уровень нервно-психической устойчивости, т.е у школьников в критических условиях, вызываемых внешними либо внутренними факторами система эмоционального отражения функционирует адекватно, согласно данным условиям. Анализируя графические данные по методике исследования базисных копинг-стратегий – «Индикатор стратегий преодоления стресса», очевидно, что 40% испытуемых успешно справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни, 30% - надеются на помощь со стороны, а 30% - стараются избегать неприятной ситуации.

Все это позволяет сделать вывод о том, что школьники имеют большинство школьников в данном классе имеют невысокий уровень нервно-психической устойчивости. Это оправдано возрастом и пониманием своего места в обществе. Школьники взрослеют и меняют свое мировосприятие, поэтому есть повод предположить, что уровень нервно-психической устойчивости будет повышаться, соответственно уровень совладения повысится.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Проведенное исследование показало, что современному школьнику свойственна агрессия, но, если рассматривать класс как учебную группу, то большинству школьников свойственен невысокий уровень нервно-психической устойчивости и, соответственно, невысокий уровень проявления агрессии.

Но стоит помнить, что как механизм владения поведением, ограничение в проявлении агрессии, должно быть необходимым качеством для человека любой возрастной категории.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб., 2005. 

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. — Ростов н / Дону, 2002.

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 2008.

Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности: Автореф. докт. дис. — М., 2004.

Занюк С. Психология мотивации. —М., 2002.

Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. — СПб., 2003.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник. — СПб. 2003.

Лазарус Р. Психологический стресс и процесс совладания. М., 1988.

Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие / Т.Д. Марцинковская. — М., 2002.

Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М., 2002.

Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 2014.

Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.

Психология: Учебник / отв. ред. А.А. Крылов. М., 2004.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2003.

Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности //Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М., 2012.

Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для ВУЗов. — М., 2007.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — СПб., 2002.

Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в: учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. — М., 2006.

Ярошевский, М.Г. 100 выдающихся психологов мира / М.Г. Ярошевский, Т.Д. Марцинковская. — Воронеж, 2006.






8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации