12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Вахитова Венера Ринатовна37
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
4

Исследование особенностей мотивации учителей иностранных языков с различным стажем педагогической деятельности

Вашему вниманию представляется доклад по результатам исследования на тему Профессиональная мотивация учителей иностранных языков с различным стажем педагогической деятельности .

Актуальность изучения профессиональной мотивации учителей иностранных языков с различным стажем педагогической деятельности обусловлена тем, что профессиональная деятельность формирует личностные особенности учителя. Мотивация и мотивы относятся к побудительной сфере психики человека, формируя направленность личности в целом, в виду чего профессиональная мотивация педагогов оказывает влияние не только на их профессиональную успешность, но и на личностное становление обучающихся. В этой связи важным является изучение особенностей мотивационной сферы педагогов с различным стажем профессиональной деятельности.

Объект исследования: учителя иностранного языка , имеющие различный стаж педагогической деятельности

Предмет исследования: профессиональная мотивация учителей с различным стажем педагогической деятельности

Цель выпускной квалификационной работы – изучение профессиональная мотивации учителей иностранных языков с различным стажем педагогической деятельности.

Гипотеза исследования:существуют различия в профессиональной мотивации учителей с различным стажем педагогической деятельности

В работе были использованы следующие методы:

* методы теоретического исследования – систематизация, теоретический анализ литературы, синтез, составление библиографии, реферирование, цитирование;

* эмпирические методы:

1. Методика «М-профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин, 1993). Используется в эмпирическом исследовании так как позволяет оценивать мотивационный профиль личности учителей по следующим параметрам: вознаграждение, условия работы, вознаграждение, структурирование работы, социальные контакты, взаимоотношения, признание, достижения, власть и влиятельность, разнообразие креативность, самосовершенствование, интересная работа.

2. Опросник «Мотивация педагогической деятельности» (Т. Н.Фильченкова, 2002). Методика используется в эмпирическом исследовании так как позволяет выявить особенности профессиональной мотивации учителей: интерес к преподаваемому предмету, интерес преподавать выбранный предмет, интерес к воспитанию, раскрытие собственных педагогических способностей, осознание престижа и общественной важности профессии учителя, желание получить вознаграждение за деятельность.

3. Методика «Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов» (Т. Н. Францева, 2003). Используется в эмпирическом исследовании так как позволяет выявлять мотивацию по следующим параметрам: мотивация жизнеобеспечения, мотивация взаимодействия, мотив профессионального обучения, мотив активности, мотив признания, мотив самореализации, ценностная регуляция, эмоциональная регуляция, социальная регуляция, волевая регуляция, информационная регуляция.

* методы презентации полученных данных – таблицы, гистограммы;

* математико-статистические методы:

1. Применение U-критерия Манна-Уитни. Данный критерий применяется для статистической обработки эмпирических данных так как позволяет оценивать различия между несвязными выборками по признакам, измеренным в шкале интервалов и отношений.

В результате эмпирического исследования было выявлено , что у учителей со стажем педагогической деятельности 5 и менее лет ведущими являются компоненты профессиональной мотивации, которые поддерживают высокий интерес к профессии учителя и достижениям в ней (мотивация достижения, самореализации, самосовершенствования, развития педагогических способностей, профессионального обучения, креативности, интерес к преподаваемому предмету). Присутствуют компоненты профессиональной мотивации, связанные с переменой социальной ситуации –мотивация на установление социальных контактов, установления взаимоотношений. Эти компоненты связаны с формированием профессиональной идентичности, а также расширением сферы профессионального взаимодействия с учениками, коллегами и родителями. Также присутствует такой компонент профессиональной мотивации как получение власти и влияния – его проявление имеет компенсаторную природу и связано с проявлением авторитарности, восполняющей недостаточную ширину и глубину владения формами и методами работы с обучающимися.

Существуют особенности профессиональной мотивации учителей со стажем педагогической деятельности 16 – 20 лет по сравнению с учителями со стажем 5 и менее лет (Приложение К).У педагогов со стажем профессиональной деятельности 16 – 20 лет в большей степени выражены компоненты профессиональной мотивации, отражающие мотивы широкого социального взаимодействия: мотивация получения вознаграждения, мотивация жизнеобеспечения. Выраженными являются компоненты профессиональной мотивации, связанные с внутренней позицией специалиста, экспертной позиции: мотивы по структурированию работы, формированию условий труда, а также мотивация воспитания и преподавания предмета. Интерес к преподаванию предмета в структуре их профессиональной мотивации включает в себя включает в себя не только фактологические знания предмета, но и знания методологического характера, которые позволят педагогу выступать перед учащимися, побуждать их самостоятельную познавательную активность, а также поддерживать высокий уровень мотивации учения. У педагогов, имеющих стаж профессиональной деятельности 16 – 20 лет, большее влияние на структуру профессиональной мотивации оказывают социальная, эмоциональная, волевая и ценностная регуляция. Это связано с большим, чем у начинающих педагогов жизненным и профессиональным опытом, в ходе которого сформировались ценностно-ориентационная, волевая и эмоциональная сфера психики.

Существуют особенности профессиональной мотивации учителей со стажем педагогической деятельности 16 – 20 лет по сравнению с педагогами со стажем 10 – 15 лет. Сравнение учителей со средним опытом и группы опытных педагогов показало, что мотивация жизнеобеспечения, потребность в признании выше у учителей со стажем работы 16 – 20 лет. Выше уровень ценностной, эмоциональной и социальной регуляции, что отражает больший жизненные опыт и более высокий уровень компетентности в данных сферах.Более высокий уровень мотивации установления контактов характерен для педагогов со стажем профессиональной деятельности 16 – 20 по сравнению с учителями со стажем 10 – 15 лет, что может быть объяснено расширением сферы взаимодействия с людьми и компенсации отрицательных эмоциональных состояний, полученных в ходе работы.У учителей со стажем 10-15 лет максимален интерес к преподаванию предмета и получению вознаграждения за труд.



По результатам эмпирического исследования сделан вывод о том, что подтвердилась его гипотеза:

существуют различия в профессиональной мотивации учителей иностранного языка с различным стажем педагогической деятельности




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.