Рекомендации для подготовки учащихся к проведению научного исследования - проектная деятельность
Исследовательская деятельность – образовательная технология, которая предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя.
Научно-исследовательская деятельность это:
расширение знаний;
работа с научной литературой;
умение слушать;
умение ставить вопрос;
умение анализировать;
умение фантазировать;
умение импровизировать;
воспитание трудолюбия, упорства, терпения.
Учитель, уделяя внимание научно-исследовательской работе в учебном процессе и внеурочной деятельности, таким образом, развивает творческое мышление у учащихся. Понятие «творческое мышление» это прямая связь с одаренностью. Развитие творческого мышления способствует порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от традиционных схем, позволяет быстро разрешать проблемные ситуации. Рекомендации для подготовки учащихся к проведению научного исследования состоят из нескольких этапов:
1 этап – мотивация:
Выявление учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Учащийся не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью – мотивом, потребностью, интересом. Для этого необходимо, чтобы учащиеся приняли внутренне те задачи, которые ставятся перед ними в процессе исследовательской деятельности;
Определение конкретных объектов исследования.
2 этап – обучение приемом исследования:
Алгоритм научного способа познания (отличие учебного исследования от научной работы, творческой работы от реферата);
Научная терминология;
Виды научных источников знания и формы работы с ними;
Методы исследования;
Виды оформления результатов работы;
Критерии оценки исследовательского проекта;
Составление библиографии;
Составление плана исследования;
Сбор и обобщение материалов исследовательской работы;
Составление презентации, доклада, выступления и тезисов исследовательской работы;
Культура выступления перед аудиторией в роли докладчика и оппонента.
3 этап – выбор темы работы:
Практика показывает, что выбор темы исследовательской работы связан с тем, что наиболее интересно учащимся. Иногда тема выбирается по совету педагога или родителей.
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Критерии выбора темы:
Желательно, чтобы тема имела непосредственное отношение к будущей деятельности ученика;
Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;
По выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
4 этап – планирование организации работы:
Успех деятельности во многом зависит от её четкой организации. Под руководством педагога составляется план-график учебного исследования; определяются временные рамки, объемы работы и этапы ее выполнения. В ходе работы, учащиеся могут столкнуться с определёнными трудностями:
Выявление проблемы исследования;
Постановка цели и задач,
определение объекта и предмета исследования,
выдвижение гипотезы и ее доказательство,
проведение эксперимента.
Цель исследования – это конечный результат, который достигает исследователь при завершении своей работы, идеальное видение результата, направляющего деятельность учащегося.
-
Выявить…;
Установить…;
Обосновать…;
Уточнить…;
Разработать…;
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.
Творческое мышление – это совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
/ А.Н. Колмогоров/