12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кушнарева Татьяна Николаевна59953
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
21

Рекомендации для подготовки учащихся к проведению научного исследования - проектная деятельность

Исследовательская деятельность – образовательная технология, которая предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя.

Научно-исследовательская деятельность это:

расширение знаний;

работа с научной литературой;

умение слушать;

умение ставить вопрос;

умение анализировать;

умение фантазировать;

умение импровизировать;

воспитание трудолюбия, упорства, терпения.

Учитель, уделяя внимание научно-исследовательской работе в учебном процессе и внеурочной деятельности, таким образом, развивает творческое мышление у учащихся. Понятие «творческое мышление» это прямая связь с одаренностью. Развитие творческого мышления способствует порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от традиционных схем, позволяет быстро разрешать проблемные ситуации. Рекомендации для подготовки учащихся к проведению научного исследования состоят из нескольких этапов:

1 этап – мотивация:


 

Выявление учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Учащийся не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью – мотивом, потребностью, интересом. Для этого необходимо, чтобы учащиеся приняли внутренне те задачи, которые ставятся перед ними в процессе исследовательской деятельности;

Определение конкретных объектов исследования.

2 этап – обучение приемом исследования:

Алгоритм научного способа познания (отличие учебного исследования от научной работы, творческой работы от реферата);

Научная терминология;

Виды научных источников знания и формы работы с ними;

Методы исследования;

Виды оформления результатов работы;

Критерии оценки исследовательского проекта;

Составление библиографии;

Составление плана исследования;

Сбор и обобщение материалов исследовательской работы;

Составление презентации, доклада, выступления и тезисов исследовательской работы;

Культура выступления перед аудиторией в роли докладчика и оппонента.

3 этап – выбор темы работы:

Практика показывает, что выбор темы исследовательской работы связан с тем, что наиболее интересно учащимся. Иногда тема выбирается по совету педагога или родителей.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Критерии выбора темы:

Желательно, чтобы тема имела непосредственное отношение к будущей деятельности ученика;

Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;

По выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.


 

4 этап – планирование организации работы:


 

Успех деятельности во многом зависит от её четкой организации. Под руководством педагога составляется план-график учебного исследования; определяются временные рамки, объемы работы и этапы ее выполнения. В ходе работы, учащиеся могут столкнуться с определёнными трудностями:

Выявление проблемы исследования;

Постановка цели и задач,

определение объекта и предмета исследования,

выдвижение гипотезы и ее доказательство,

проведение эксперимента.

Цель исследования – это конечный результат, который достигает исследователь при завершении своей работы, идеальное видение результата, направляющего деятельность учащегося.

  • Выявить…;

    Установить…;

    Обосновать…;

    Уточнить…;

    Разработать…;

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

Творческое мышление – это совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

/ А.Н. Колмогоров/

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.