12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Козлова Светлана Сергеевна94 воспитатель детского сада Россия, Кемеровская обл., Тисульский округ |
Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.
« Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»
Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача взрослых в том, чтобы вырастить достойную
Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.
И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:
Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием — варианты применения данного метода.
Методы и приемы разделяются: игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1. Игровые методы и приемы:
дидактические игры
подвижные игры
игры-забавы, инсценировки.
На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста.
Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста).
Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)
Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание, в детях просыпаются маленькие исследователи.)
Игровые приемы:
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем зайками)
в) Обыгрывание предметов и игрушек, (например, чтение стихотворения "Зайку бросила хозяйка", дидактическая игра "Узнай, что звучит")
г) Сюрприз, эмоциональность ,
д.) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з) Интригующие обстановки.
2. Словесные методы и приемы:
1)Чтение и рассказывание стихов, песенок, сказок.
2) Разговор, беседа, ответы на вопросы воспитателя.
3)Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Саша идет, идет, бах — упала, упала. Саша, ой-ой, плачет.
Просьба произнести, сказать слово (это платочек).
Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
Подсказывание нужного слова.
Объяснение назначения предмета.
Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у собаки щенята, у курицы цыплята).
Вопросы.
Повторение слова за воспитателем.
Пояснение.
Напоминание.
Использование художественного слова ( песенки, стихи, шутки).
3. Практические методы:
1)Упражнения (помощь взрослого).
2)Совместные действия воспитателя и ребенка.
3)Выполнение поручений.
4. Наглядные методы и приемы:
1)Показ предметов, игрушек.
2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3)Рассматривание живых объектов.
4)Показ образца.
5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, пальчикового.
6)Мультфильмы.
Приемы:
Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
Показ с называнием (это волк).
Пояснение к тому, что видят дети.
Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми рыбку).
Многократное повторение слова.
Активное действие детей.
Приближение объекта к детям.
Задание детям (иди, Аня, покорми барашка).
Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
Художественное слово.
Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
Выполнение игровых действий.
Выделим восемь типов мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, новые.
На занятиях с малышами, использование игровых персонажей и игровая мотивация. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий.
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.
Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.
Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.
Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.
Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.