12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козлова Светлана Сергеевна94
воспитатель детского сада
Россия, Кемеровская обл., Тисульский округ
0

Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.

« Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача взрослых в том, чтобы вырастить достойную личность, приспособленную к самостоятельной жизни. Многолетний опыт показывает, что бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно.

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

           Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

     

        Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.



С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

           Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

            Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы разделяются: игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы:

дидактические игры

подвижные игры

игры-забавы, инсценировки.

        На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста.

        Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста).

        Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

        Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание, в детях просыпаются маленькие исследователи.)

Игровые приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем зайками)

в) Обыгрывание предметов и игрушек, (например, чтение стихотворения "Зайку бросила хозяйка", дидактическая игра "Узнай, что звучит")

г) Сюрприз, эмоциональность ,

д.) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек 

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) Интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, песенок, сказок.

2) Разговор, беседа, ответы на вопросы воспитателя.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Саша идет, идет, бах — упала, упала. Саша, ой-ой, плачет.

Просьба произнести, сказать слово (это платочек).

Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").

Подсказывание нужного слова.

Объяснение назначения предмета.

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у собаки щенята, у курицы цыплята).

Вопросы.

Повторение слова за воспитателем.

Пояснение.

Напоминание.

Использование художественного слова  ( песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

1)Упражнения (помощь взрослого).

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, пальчикового.

6)Мультфильмы.

Приемы:

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это волк).

Пояснение к тому, что видят дети.

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми рыбку).

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Приближение объекта к детям.

Задание детям (иди, Аня, покорми барашка).

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

Художественное слово.

Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, новые.

        На занятиях с малышами, использование игровых персонажей и игровая мотивация. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». 

Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.


Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

        Вы сообщаете  детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах.

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба.

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты.

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

        Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

        Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Мотивация дошкольника — процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.







Опубликовано


Комментарии (1)

Полянская Оксана Николаевна, 12.08.21 в 11:14 2Ответить Пожаловаться
Чужая работа https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/20/motivatsiya-metody-i-priemy-motivatsii-v-dou
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.