Мотивация учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности

0
0
Материал опубликован 22 February 2016

Наверное, каждому педагогу известна такая ситуация: ученик может учиться, но ленив, нет инициативы, ко всему относится несерьезно. Мы о таком говорим: «Для этого ученика нужна мотивация!».А что такое мотивация учебной деятельности? Это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Чтобы изучить мотивацию, важно понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели? Почему проявляют настойчивость? Что дает им силы преодолевать сложные препятствия?

Мотивация должна быть управляема! Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, то уровень учебных мотивов снижается. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, учащихся, родителей.

Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь все зависит от мастерства учителя, от умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.

Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели учиться? Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?» Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем. Я стараюсь сама сконструировать учебный процесс, учитывая условия обучения и состав учащихся. По-возможности стараюсь отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Помните Тома Сойера, превратившего принудительную покраску забора в увлекательное занятие. Цель, технология и выполнение остались прежними, но как изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы. То же самое и урок- цель, которую должны достигнуть по окончании урока, остается неизменной, но можно изменить методы достижения этой цели. По сути, каждый из нас должен быть те самым Томом Сойером. Стараться вовлекать каждого учащегося в работу на уроке. С этой задачей справляются активные методы обучения.

Если структура учебного материала четкая, то и восприятие будет легким. Если одни идеи вытекают из других, а связь ясна и обоснованна последовательность сообщаемого материала, то и школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их.

Я в своей работе стараюсь логично, контрастно и ярко изложить материал, дополнить наглядными образами. Широко использую ИКТ на уроках как биологии так и химии, вовлекаю учащихся в процесс создания презинтаций. Применяю ритмичное чередование различных видов деятельности: более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, например, физкультминуток, дающих необходимый отдых. Это укрепляет работоспособность детей и желание овладевать знаниями. На мой взгляд,одна из причин снижения мотивации у учащихся заключается в том, что ни зачастую не только не хотят, а скорее не могут учиться хорошо, так как не знают, как это делать.

Поэтому, я стараюсь знакомить учащихся с приемами организации учебной деятельности, раздаю памятки. Примеры таких памяток:

*общая организация классной работы;

*общая организация домашней работы;

*как работать с учебником;

*как выполнять домашнюю работу и тд

Цель, которую я ставлю перед собой- создание устойчивой мотивации на протяжении всего процесса изучения биологии и химии в школе. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы я подбираю соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стараюсь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учащихся при максимально плотном использовании времени урока. Готовясь к урокам, стараюсь продумывать их содержание и форму так, чтобы они были запоминающимися, красивыми и интересными.

Я считаю, что для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо применять современные образовательные технологии: КСО – коллективную систему образования, технологию развивающего обучения, лекционо - семинарскую систему, игровую, интегральную, проектную и другие.

Игровые формы организации и обобщения знаний дают положительные результаты. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний.

Игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Наиболее работоспособной и удобной в организационном плане является группа из 4х человек. Все члены группы должны быть готовы к ответу, так как могут спросить любого из них. Учащийся только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами полностью реализует свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.

Мною разработано некоторое количество интегрированных уроков, которые провожу самостоятельно или совместно с другими учителями: химия-биология, химия-география, химия- экология, химия-физика, химия-история, химия-литература; а также интегрированных внеклассных мероприятий.

В проведении интегрированных уроков самостоятельно есть, на мой взгляд, ряд преимуществ:

Во-первых: успех или неуспех урока зависит только от тебя, а значит легче корректировать ошибки по ходу урока или, применяя данную разработку в дальнейшем.

Во-вторых: реакция учащихся на разных учителей различна, а в ходе урока желательно поддерживать постоянную атмосферу.

В-третьих: информированность учителя в разных областях (его эрудированность) находит положительный отклик у детей, что, несомненно, повышает авторитет учителя, и, как следствие, часто вызывает заинтересованность его предметом.

Хочу отметить, что применение чужих разработок уроков, для проведения которых требуются предварительные репетиции, я не люблю. Внеклассные же мероприятия такого плана вполне оправданы.

Мной разработаны уроки, содержание которых позволяет осуществлять комплексный подход к формированию у школьников умений работать с учебником и дополнительной литературой, проводить химический или биологический эксперимент и анализировать полученные данные, делать обобщающие выводы. А исследовательские задания готовят их к самостоятельному решению проблем, придают работе групп творческий характер. Для этих целей я использую разработанный мною раздаточный дидактический материал для самостоятельной работы учащихся (опорные схемы, карточки-инструкции, иногда стараемся создать опорную схему общими усилиями).

Важной составляющей повышения эффективности урока является система контроля знаний, умений и навыков учащихся. В зависимости от целей контроля мною используются разнообразные средства для его осуществления: вопросы, задания, письменные контрольные работы, тестирование, рейтинг и т.д. и разноуровневые многовариантные карточки-задания для текущего и тематического контроля знаний, программированный контроль (в том числе в форме тестов, графических диктантов).

Кроме традиционных способов оценки знаний и умений учащихся мною применяется одна из методик, служащих одновременно и средством диагностики, и учебным средством,- это методика выполнения самостоятельной работы обучающего характера .

Самостоятельная работа проводится следующим образом: учащимся предлагается блок из 3х самостоятельных работ трех уровней сложности. Ребята самостоятельно выбирают уровень выполняемой работы. На выполнение первой работы отводится 10 минут, на вторую-15 минут, на третью-20 минут. В ходе выполнения последующей работы учащийся может повысить уровень предыдущей работы, для этого предоставляется дополнительное время. Это способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Оценивается работа после выполнения всего блока. Использование данной методики позволяет судить об усвоении школьниками определенной темы, а также стимулирует их познавательскую деятельность.

Для проверки, контроля, закрепления и совершенствования знаний мной разработаны тестовые задания 3х уровней сложности(1й уровень-опознание, классификация, 2й уровень - подстановки, типовая задача, 3й уровень - нетиповая задача).

Для повышения эффективности урока особое внимание уделяю психологическому климату на занятиях, межличностному общению, налаживаю отношения сотрудничества в группах, парах, в коллективе в целом.

Повышению мотивации учащихся способствует и моя научно-исследовательская работа. Под моим руководством учениками проводят исследования, по результатам проводимых работ создают проекты. Лучшие проекты учащихся планируем представить на школьных научных конференциях. Использую индивидуальные домашние задания, а также большое количество заданий творческого характера. Творческие находки учащихся становятся достоянием, гордостью школы. Работы, естественно, оцениваются. Это прекрасное средство для организации занятий не только с одаренными учениками, но и со слабоуспевающими.
Изучение методической литературы, опыта работы коллег, анализ своего опыта позволили мне разработать критерии повышения эффективности урока, которые я стараюсь использовать в своей работе:

-постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;

-оптимизация процесса обучения;

-стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

-применение активизирующих методов и средств обучения;

-организация самостоятельной деятельности учащихся;

-формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся;

-создание благоприятного психологического климата;

-интенсификация учебного процесса путем научной организации труда преподавателя и учащихся.

Литература:

1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. – М.. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 г.
2. 
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., «Новая школа», 2001 г.
3. 
Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование мотивации учения у   учащихся подросткового возраста. – М.,  «Новая волна», 2001 г.
4. 
Выготский Л.С. Проблемы развития.– М., «Просвещение» , 1996 г.
5. 
Кульневич А.Н. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб. пособ. – ТЦ «Учитель», 2001 г.
6. 
Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя.– М., ЦГЛ, АПК, ПРО, 2003.
7. 
Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЕЛЕНОНИВСКИЙ УЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ

«УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

доклад


Подготовила

Учитель биологии и химии

«МБОУ Зеленонивский УВК»

Мищук Н.В.

Зеленая Нива, 2015

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.