Статья «Исследование особенностей работы с одаренными детьми в сельской местности»
Исследование особенностей работы с одаренными
детьми в сельской местности
Успеха в обучении физике можно достичь только тогда, когда учитель и ученик будут четко знать, чего хотят достичь и каким путем должны идти к достижению своей цели. Во всем должна быть четкая определенность, логическая последовательность, большая степень открытости, ответственности, общее взаимопонимание и учет конкретных ситуации. Необходимо строить общение как процесс непрерывного творческого самоутверждения ребенка путем достижения им успеха на каждом этапе. Качество – это процесс постоянного совершенствования, как учителя, так и ученика, это образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, сформированной внутренней и внешней речью, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию, поступку. И здесь впору вспомнить известное кэрроловское правило: «Если хочешь оставаться на месте – надо бежать со всех ног; если хочешь продвигаться вперед – надо бежать в два раза быстрее».
Внеурочная деятельность по предмету раскрывается работой через:
Предметную олимпиаду (школьный уровень, районный уровень, региональный уровень);
Интернет-олимпиаду. internetolymp@mail.ru;
Летнюю физико-математическую школу. Cспециализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета. г.Новосибирск;
Летнюю физико-математическую школу. Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ;
Научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»;
Всероссийскую заочную школу математики и физики «Авангард»;
Национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России». Всероссийский открытый заочный конкурс «Познание и творчество». http://www.future4you.ru;
Молодежный экономический и физический чемпионаты. НП «Центр развития одаренности». http://talant.perm.ru;
Школьное физическое общество «Квант»;
Факультатив «Способы решения задач по механике»
Одаренный ребенок по физике - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными умениями самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, комбинировать ранее освоенные способы и создавать новые оригинальные способы решения задачи, видит альтернативы решения, доказательность каждого суждения. Признаки одаренных детей по физике: 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, математические способности, восприимчивость к учению; 2.Имеют доминирующую активную познавательную потребность (хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации, не довольствуются поверхностными объяснениями); 3. Имеют высокую умственную активность (умеют абстрактно и логически мыслить), потребность к решению различных по сложности физических задач; 4. Легко обобщают методы решения, принципы подхода к решению задач, что позволяет им эффективно решать нестандартные физические задачи. 5. Для таких детей характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее ясного, кратчайшего и изящного пути к цели (своеобразная экономия мысли); 6.Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 7. Имеют лидерские качества. 8.Всегда выбирают максимально высокий уровень сложности проверочных работ.
Одаренный ребенок – это всегда большая удача для любого учителя и в тоже время большая ответственность перед ребенком и его родителями! Мой опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету «Физика» нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, необходимо развивать навыки научно-исследовательской работы и самостоятельной работы с научной литературой, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике и обрабатывать полученные данные.
При этом ставлю такие задачи:
сформировать у ребят устойчивый интерес в достижении результатов своей деятельности (учиться самому, приобретать навык саморазвития), изобретательность и креативность;
включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработать у ребят рефлексию, критическое мышление и адаптивность к вызовам, выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью;
воспитывать стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать ее;
внедрять новые информационные технологии в образовательный процесс;
создать условия для участия ребят на научно-практической конференции со своими работами, проектами, в различных олимпиадах;
создать стимул для повышения уровня развития ребенка, стимул для его самосовершенствования.
Интеллектуальный потенциал, багаж знаний – это то, что, в конечном счете, определяет и престиж, и место, которое займет ребенок во взрослой жизни. С учениками, проявляющими интерес и склонности к физике, составляем индивидуальную программу, по которой готовимся к олимпиадам, конкурсам, конференциям.
Подготовка к олимпиадам:
1. Подготовку к олимпиадам начинаем с подбора задач. 2. Строгий отбор учебного материала по физике, так как всякая другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к четко постановленной конечной цели, отодвигает ее достижение. 3. Общего рецепта для решения задач нет, но придерживаемся алгоритма. (Алгоритмы, приучая к работе по образцу, дают возможность освоить первую ступень деятельности, и получить столь нужный в начале тренинг, после которого приступаем к решению задач повышенного уровня и только после них идут задачи высокого уровня сложности. Алгоритмы - это, прежде всего, правила, принципы, способы и приемы решения задач. Вооружая ученика рациональными способами деятельности при решении физических задач, освобождаем его от длительного пути проб и ошибок. Алгоритмы, задавая общий метод решения задач данного типа, оставляют вместе с тем свободу для самостоятельных поисков). 4. Новые задачи преподносятся с опорой на уже усвоенные, чтобы не снизить интерес к знаниям и стимулировать творческую работу ученика. 5. Чтобы поддерживать интерес и развивать ученика творчески, меняю виды работы, переходим от задач аналитических к задачам экспериментальным, от качественных к расчетным, ставим проблемные вопросы и решаем их. 6. Индивидуальный подход (каждый ученик имеет свой багаж знаний, свой уровень умственного развития, обладая своими способностями и психическими качествами).
Литература
1. Ланкина М.П. Нестандартные задачи школьной физики: Учебное пособие. – Омск: Издательство «Издатель-Полиграфист», 2004. – 116 с.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
3. Н.Н. Тулькибаева, Л.М. Фридман, М.А. Драпкин, Е.С. Валович, Г.Д. Бухарова. Решение задач по физике. Психолого-методический аспект / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, М.А. Драпкина. – Челябинск: Изд-ва ЧГПИ «Факел», ЧВВАИУ и Урал. Гос. Проф.-пед. ун-та, 1995. – 120 с.
4. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М., «Просвещение»,1983г.
5. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007г.