Эссе «Музыкальный руководитель – это диагноз!»
«Музыкальный руководитель – это диагноз!»
«Несложно заставить звучать инструмент,
Важнее поймать тот заветный момент,
Когда зазвучат струны детских сердец,
Тогда педагог – настоящий творец».
А. Толоконникова
О, музыка! Как же ты прекрасна! Ты окунаешь нас в мир красок, чувств, эмоций… Ты заставляешь жить, любить, творить… Ты ласкова, нежна, порой гневна, но лишь тебя воспринимает сердце и душа.
Можно ли прожить без музыки? Я думаю, что нет. Музыка это не увлечение, это составляющая твоей жизни, как работа, семья, друзья…
Что же привело меня в профессию, связанную с музыкой?
Я родилась в семье, где не было профессиональных музыкантов, но песни звучали часто. Может быть, поэтому было огромное желание связать себя с музыкой, и я поступила в музыкальную школу по классу аккордеона. После окончания колледжа приехала в родной поселок в качестве учителя музыки в общеобразовательной школе. Все складывалось вроде бы хорошо: дети меня любили, педагоги уважали, но не покидало чувство, что чего-то не хватает. Попробовала себя в роли преподавателя по классу аккордеон в музыкальной школе, и опять сомнения. Встали вопросы: « Почему и зачем я выбрала профессиональный путь, связанный с музыкой, если чего-то на этом пути мне недостает?». Ответы на неразрешенные вопросы получила я, когда пришла работать в детский сад музыкальным руководителем.
Я поняла, чего мне не хватало все это время в профессии! Работая с малышами, я становилась волшебницей, открывающей маленьким шалунам новый, незнакомый и от этого безумно интересный для них мир музыки. Какое же это счастье видеть восторженные глаза дошколят, когда они ждут чуда. Один взмах над клавишами инструмента... и вот полетела прекрасная бабочка, хлопая воздушными крыльями, еще взмах … завыла вьюга..., а вот крадется кошка. Вот так шажок за шажком продолжается удивительное, загадочное путешествие по миру музыки меня в роли волшебницы и моих первооткрывателей.
Еще раз повторюсь, в моей профессии соединены два самых больших чуда – дети и музыка. Я стою у истоков зарождения личности ребенка, его маленького внутреннего мира. От меня зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества: душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному...И всегда тревожит вопрос смогу ли помочь увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в маленького человека природой.
В детском саду я вновь встретилась с детством. Вместе со своими малышами училась понимать музыку по - новому, глазами и сердцем ребенка.
Конечно, кто незнаком с тонкостями моей работы, она покажется будничной: планы, сценарии, разработки…
А для меня музыкальный руководитель детского сада - это не просто профессия, это диагноз. Я счастлива тем, что моя профессия и моё хобби - единое целое. Это дело всей моей жизни. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам.
Моя профессия самая замечательная, самая необыкновенная и благородная.
«Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый, игривый. «Руководитель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое, неизведанное, прекрасное… В общем учим любить, понимать, сопереживать, чувствовать. А еще для меня музыкальный руководитель – это педагог – универсал, владеющий попутно многочисленными навыками других профессий. Поясню почему: для создания атмосферы волшебства в мире музыки ты не только музыкант, ты - поэт и композитор, сценарист и режиссёр, хормейстер и хореограф, психолог и педагог! Надо также успеть придумать и изготовить атрибуты, костюмы, декорации к играм, спектаклям, утренникам, подобрать красивую музыку к танцам, проконсультировать коллег и родителей по музыкальному развитию.
И вот еще проблема! В наш сложный современный век отмечается ослабление здоровья детей дошкольного возраста. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка, а музыкальные виды деятельности влияют положительно на его здоровье. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Прослушивание музыкальных произведений способствует укреплению психического здоровья.
Для решения этих задач я включаю в свою педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей. Поэтому в какой-то степени я ещё и «музыкальный доктор».
Вернусь к вопросам, которые меня мучили в начале моего профессионального пути. Почему и зачем я музыкальный руководитель?
Пусть работа не из легких, но в ней есть постоянная подзарядка детским смехом, энергией, улыбками и желанием познавать всё. Какое счастье, когда на моих глазах ребенок раскрывается и становится маленьким «артистом». Мне приятно осознавать, что я приобщила их к миру прекрасного, живого и эмоционального. Моя профессия - музыкальный руководитель детского сада! Это удивительная профессия! И я горжусь этим!