Эссе на тему: «Миссия – зажигать звезды»
Эссе на тему: «Миссия – зажигать звезды»
Модернизация системы образования соответственно требует модернизации деятельности каждого учреждения, каждого, кто занимается образовательной деятельностью. В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» определены черты учителя, педагога, которые должны быть «…открытыми ко всему новому, понимающими детскую психологию и особенности развития школьников…», это педагоги, способные «… помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».Это практически целевая установка для всех учреждений образования.
Современность требует не только, и, наверное, не столько модернизации содержания образовательной деятельности, сколько модернизации и обновления действующей модели методической работы. Это направление развития методической службы на ближайшую перспективу.
Методическая работа – это система взаимосвязанных мер, основанных на достижениях передовой науки и опыта, направленных на развитие творческого потенциала педагога. Системообразующим фактором методической работы является цель.
Цель – это конечный результат.
Главная цель методической работы – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие его эрудиции, компетентности в области образования и методики преподавания.
Задачи методической работы:
- повышения профессионального и культурного уровня педагога;
- стимулирование служебной и общественной активности;
- формирование умений и навыков анализа и самооценки собственной деятельности;
В моей педагогической практике был опыт работы руководителем районного методического объединения учителей иностранного языка. Поэтому я не испытывала затруднений при назначении меня руководителем школьного МО учителей гуманитарного цикла.
Работа началась с диагностики затруднений у педагогов:«Нуждаетесь ли вы в научно-методической, информационной, консультационной и экспертной поддержке со стороны МО?». По результатам опроса просматривались проблемы и намечались пути их решения. Подход сугубо индивидуальный.
Провела анкетирование «Саморазвитие педагога». В результате обработки анкеты выявилась степень готовности учителей к саморазвитию. (Приложение 1)
Руководствуясь результатами опроса и анкетирования педагогов, на заседании МО мы с коллегами определились, что целью методической деятельности будет являться совершенствование процесса повышения профессионального мастерства педагогов и на этой основе повышение мотивации к осмыслению и коррекции своей методической компетентности.
Результативность методической деятельности по реализации поставленных целей и задач будет оцениваться по следующим показателям:
Изменение профессиональных установок педагогов;
- Сформированность у педагогических работников потребности в коррекции профессионального опыта;
- Сформированность у педагогов умений по организации педагогического процесса;
- Наличие знаний нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность педагога;
- Наличие знаний и умений у педагогов по обобщению, систематизации, распространению передового опыта;
- Сформированность у педагогов потребности и умений осуществления инновационной деятельности.
Работа в школе заставляет постоянно развивать свой творческий потенциал, мотивирует изучать и осваивать новые технологии, интересные приемы, методы, участвовать в создании методического продукта, обмениваться информацией с коллегами. Используя свои знания и опыт, я стараюсь создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей педагогов через общение как одно из важнейших средств личностного взаимодействия в сообществе единомышленников, людей, живущих общими интересами и увлечениями.
Обязательным условием для каждого педагога является работа в методических объединениях, проведение открытых занятий, самоанализ деятельности, аттестация, участие в семинарах, мастер-классах, разработка методической продукции.
Индивидуальный лист учета методической работы педагога позволяет провести самоанализ методической деятельности и сравнить свою оценку с оценкой администрации, чтобы в дальнейшей работе скорректировать свою деятельность и получить более высокий результат. (Приложение 2)
Для того, чтобы «включить» учителя в методическую работу, сделать его активным участником этого процесса нужна мотивация. Мотивы – это психологический инструментарий, – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он ее совершает. В роли мотивов может выступать интерес, влечение, эмоции, долг, возможность общения, получение признания. Без мотива любая деятельность никогда не будет эффективной. Только благодаря мотиву у человека появляется желание активно работать и овладевать необходимыми знаниями. Поэтому следует позаботиться о создании у педагогов мотивации к познанию, к методической работе.
Какие мотивы можно использовать в этом направлении?
Мотив «Познавательный»связан с интересом к узнаванию нового и является главным
Мотив «Саморазвития»связан с желанием больше знать и уметь, развивать свой ум и смекалку повышать свой культурный уровень.
Мотив «Достижение» ориентирует человека на «взятие высот», получение хороших или лучших результатов, завоевание побед в конкурсах.
Мотив «Коммуникативный» связан с возможностью общения, сотрудничества, взаимодействия.
«Эмоциональный» мотив порождают положительные эмоции: чувства радости, удивления, азарта, восторга и т.д.
Такой подход к организации методической работы в школе приносит положительные результаты - растет категорийность учителей, повышается интерес к педагогической деятельности. В ценностно-смысловом общении проявляется единство ведущих интересов личности и коллектива, поддерживается инициатива,
В таком общении важно и обязательно нужно применять методы и формы организации взаимодействия:
Методы поддержки. Поддержка — это главный принцип гуманистической культуры. Одобрение даже незначительных успехов; преодоление личностных комплексов и трудностей.
Метод персонификации. Метод основан на поиске конкретного лица – живого примера лидера в окружающей жизни.
Метод стимулирования. Для постепенного втягивания в число лидеров менее активных целесообразно организовать мероприятие, многогранное по образовательным, познавательным, творческим и организаторским возможностям, в подготовке и проведении которого дать поручение каждому по его склонностям и интересам.
Настраивание на успех. Большое значение имеет осознание педагогом своих успехов, продвижения вперед.
Как руководитель я должна и стараюсь быть примером для учителей. Находясь в постоянном поиске, учебе, только тогда я смогу повести за собой. Участвую в конкурсах, а на сайте Мульти урок , Инфо урок и Урок РФ – опубликовала материалы своей педагогической работы, за что получила Благодарность от организаторов.
Методическая работа учителей под моим руководством представляет собой непрерывный, стабильный процесс, носящий повседневный характер, который сочетается с курсовой подготовкой, участием в семинарах, работ по самообразованию…
Планомерность в методической работе позволила мне глубоко изучить личностные качества учителя, затруднения в их деятельности, установить доверительные отношения, вовремя осуществить поддержку и оказать помощь, выявить и распространить элементы передового опыта. Важным вопросом является роль и позиция в ценностно-смысловом общении. Считаю, что руководитель МО может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности в разных ролях: консультанта, модератора, наставника, тьютора...