Эссе на тему «Миссия — зажигать звёзды»
Иванюшева Елена Владимировна,
учитель-логопед высшей квалификации МБДОУ детский сад «Светлячок» рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края, руководитель районного методического объединения учителей-логопедов и педагогов - психологов
Тема эссе: «Миссия – зажигать звезды»
р.п. Солнечный
2020г.
Всё своё детство я провела в школе, директором, которой была моя мама. Я слышала, как тихое совещание перерастало в бурные обсуждения. Тогда мне это было совсем не понятно, для чего и зачем, так спорить, что-то чертить, предлагать. Мне больше нравилось посещать мероприятия: праздники, КВН, туристические слёты, театральные недели. Будучи маленьким ребенком, я не понимала, что для того, чтобы мероприятие прошло успешно, его надо хорошо подготовить. В зрительном зале я всегда сидела в первом ряду с краснючими ладонями от аплодисментов. Я уже в то время понимала, что мне нравится, когда ребята работают в группах, когда уроки литературы проходят под гитару, мне нравились карточки с заданиями, то есть всё необычное, нестандартное меня привлекало уже тогда.
Со временем я поняла: что любое дело, должно приносить пользу. Что бы оно могло приносить пользу, к нему нужно подходить творчески, а что бы дело было сделано, не в пустую, его нужно делать во благо других. Я полностью согласна с высказыванием Игоря Петровича Иванова - доктора педагогических наук, профессора, академика РАО.
Каждое дело – с пользой, иначе – зачем? Каждое дело – людям, иначе – зачем? Каждое дело – творчески, иначе – зачем? И.П. Иванов
Являясь, руководителем районного методического объединения учителей – логопедов и педагогов-психологов. Нахожусь в более свободном выборе способов достижения результатов своей деятельности. Постоянно в поиске новых форм и методов, которые способствуют развитию, увлечённости, творчеству педагогов. Я понимаю, что система образования — это постоянно движущая сила, для полноценной работы, которой необходимо, что бы все датчики и проводники работали, если какой- то элемент дает сбой, то работа является не полноценной. Приведу в подтверждение этого слова из песни.
Если – ты гореть не будешь,
Если – я гореть не буду,
Кто тогда рассеет тьму?
На РМО мы решаем «целый веер педагогических задач» (А.С.Макаренко). Содержание мероприятий позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие задатки и способности. А главное позволяет, каждому участнику мероприятий расти профессионально. Благодаря нашему профессиональному сообществу, каждый специалист понимает, что мы делаем одно ДЕЛО, но не простое, а жизненно важное, необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершенствуется и обсуждается совместно. Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершенствуется и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств, важных задач. Мы всегда акцентируем внимание на особых идеях и предложениях. В работе с молодыми специалистами использую «принцип фейерверка» - Раскрой себя! Все педагоги звезды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других…. Главное-желание сиять!
И в какой-то момент Звезда находит свой путь. А дальше она чувствует, что ей нужно вести по этому пути других. Для этого ей даётся особый талант — умение заразить своим фанатизмом, призвать человека на свой путь. Самый простой и жизненный пример — если Звезда найдёт "своего" парикмахера, она будет отправлять к нему всех своих подруг. Такие педагоги умеют убедить, вдохновить и призвать. Звезда обладает даром красноречия и пылом увлекать людей за собой. Такой специалист умеет видеть тонкое в самом обычном. Звезда как никто другой фанатично предана своему делу. Даже если этих дел будет несколько в её жизни. По сути, это будет лишь смена декорации, а суть будет одна — пропаганда своего дела - развития. Помогаю педагогам найти свой путь, где они будут раскрывать свои индивидуальные способности и таланты. Стараюсь сформировать в каждом педагоге стремление к совершенству. Учу быть требовательными в первую очередь к себе, а потом к остальным. Даю понять, что совершенство недостижимо, но к нему нужно стремиться. Иногда бывает, что молодой педагог боится не успеть, не реализовать. Тогда этот страх пускаем на помощь, как подстегивающий инструмент. Также частенько молодые педагоги боятся ошибиться. "Какое право я имею вести за собой, если я сама несовершенна?" Тогда закладываю программу, что ошибаться — это нормально. Ошибка — это маркер границ. Ошибка — это оборотная сторона действия. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Активно использую в работе РМО громадное количество психологических фишек (противоречия, аффирмации, гороскоп и т.д.) для формирования команды, заинтересованности, инициативы. Обязательно придумываю двойное название темы для интриги, к каждому методическому объединению подбираю видео материалы в виде кинофетиля, ералаша, мультфильма, футажа, притчи. Активно использую для сценария мероприятия нестандартное оборудование (чемодан 70-х, диэлектрические калоши, металлическую мясорубку советского времени и т.д.) Это привлекло внимание других педагогов и поступило предложение дружить профессиональными сообществами, так мы совместно провели методические объединения с воспитателями, музыкальными руководителями.
В связи с тем, что в дошкольных образовательных учреждениях района возросло количество детей с нарушениями речи, эмоционально-волевой сферой возникает необходимость постоянного поиска новых форм, методов, приемов организации коррекционного процесса. Педагогами – психологами и учителями – логопедами разработаны индивидуальные маршруты, рабочие программы. Такие дети нуждаются в особой организации коррекционной помощи, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Этим и обусловлен постоянный поиск эффективных вариантов работы, которые помогут детям осваивать основную образовательную программу; позволят своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. В педагогическое сообщество учителей-логопедов и педагогов - психологов входит 14 специалистов: 7 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 4-первую квалификационную категорию и 3-молодых специалиста.
В процессе работы с дошкольниками педагоги, входящие в наше педагогическое сообщество, разработали авторские наглядные модели в соответствии с требованиями ФГОС ДО, систему дидактического материала по коррекции звукопроизношения:
-электронные пособия по автоматизации и дифференциации звуков позднего онтогенеза в формате сюжетных мультимедийных презентаций
- картотеку «Игры с картинками»;
- альбом «Цветные страницы»;
- авторские дидактические пособия: на развитие моторики, коммуникативной функции речи и другие.
Работы были представлены на различных мероприятиях района: консультациях, семинарах, конкурсах современных технологий и пособий, открытых просмотрах, на районных научно – практических конференциях, в публикациях.
Самые активные участники нашего профессионального сообщества приняли участие в слете творчески работающих педагогов района «Педагогический звездопад», в рамках которого были представлены лучшие мастер – классы, творческие номера.
(Мультфильм «Ежик в тумане»)
Главное верить, что твое дело приносит пользу. И оно действительно станет приносить пользу.