Конкурс «Методический олимп»
Номинация конкурса:
«Лучший руководитель профессионального объединения педагогов»
Эссе
«Миссия – зажигать звёзды»
Ушакова Радмила Николаевна
учитель, руководитель методического объединения учителей начальных классов
Под словом «миссия» понимают ответственное задание, роль, поручение. Какое задание, поручение осуществляют в системе образования методисты? Методическое объединение в школе призвано повышать педагогическое мастерство учителя, распространять лучший его опыт, помогать вооружаться теоретическими и практическими знаниями и умениями в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, стимулировать создание и усовершенствование учебно-материальной базы, идти в ногу с требованиями современной жизни, внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии.
Многие согласятся с тем, что учитель - это не просто профессия, это миссия. А миссия быть методистом, т. е. учителем учителей – это вдвойне ответственное предназначение. И всякий раз нужно быть на высоте и являться вдохновителем, организатором и «путеводной звездой» вверенного тебе коллектива педагогов. Думаю, что именно от методистов, от их личностных качеств и от их отношения к каждому конкретному педагогу зависит расцвет педагогического творчества и мастерства. Это подтверждают слова английского историка Томаса Фуллера: «Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники». Важное в труде методиста – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием. Работать над собой нужно постоянно. Как сказал Ричард Генри Дана: «Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам». Специфика педагогической деятельности обуславливает необходимость постоянного саморазвития учителя, а образовательные стандарты нового поколения подталкивают педагога к совершенствованию педагогического мастерства.
Руководитель методического объединения должен быть увлечённым своим делом, профессионально грамотным, интеллектуальным и нравственным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Должен быть впереди всех педагогов в освоении и пропаганде современных образовательных технологий, в продвижении новых педагогических знаний.
Методист способствует профессиональному росту членов коллектива, мотивируя педагогов к самосовершенствованию, и помогает им подняться на более высокую ступень педагогического мастерства.
Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного образовательного учреждения. Руководитель методического объединения должен быть широко информирован обо всех инновациях в системе образования, должен сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу на любом уровне. Важная задача и одна из проблем в моей работе – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив, который бывает разнообразен: одни учителя активные, креативные, не хотят работать «по старинке», всегда что – то придумывают, подсказывают, пишут и реализуют проекты, участвуют в конкурсах; другие – просто добросовестно исполняют свои должностные обязанности, но не проявляют особой инициативы; есть и такие, которые не хотят прилагать особых усилий к своей работе. Мне, как руководителю МО важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого, постараться найти заветный ключик к каждому педагогу, зажечь «искру божью», уметь вовлечь коллег, замотивировать их выполнять свою работу как можно лучше. И мне это удаётся.
Важно быть мастером своего дела, а это значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьем, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.
Слагаемые моего успеха, как методиста: постоянное самообразование, повышение профессионального уровня, верность призванию, педагогический такт, трудолюбие, ответственность и принципиальность. А инструментом в моём кропотливом труде является любовь к людям, желание им помочь, стремление к творчеству.
Взаимоотношения между мною и педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Я, как руководитель методического объединения защищаю не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег, не принижаю их в присутствии других лиц. Считаю, что методист должен обладать необходимыми личностными качествами. К таким качествам относятся: хорошие организаторские способности, бесконфликтность, быстрая обучаемость, вежливость, гибкость мышления, стрессоустойчивость, трудолюбие, уверенность в себе.
Моя миссия, как методиста заключается в том, чтобы помочь педагогам открыть самих себя, проявить свои таланты, свое творчество, мастерство и стать «звездой» в области педагогической деятельности. Ф. В. Робертсон сказал: «Настоящая цель каждого учителя не в том, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы разжечь умы других».
Закончить эссе хочу стихотворением Натальи Пекарж об учителе-методисте:
Строгий и мудрый, исполненный опыта,
Гибкий, чувствительный, как артист.
Его работа – жизнь, а жизнь - работа,
Ведь он и учитель, и методист.
Кияйкина Наталья Федоровна
Ушакова Радмила Николаевна