Эссе «Школа – место, где шлифуют булыжники и портят алмазы»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова» г.Кудымкара
ЭССЕ
на тему
« Школа – место, где шлифуют булыжники и портят алмазы»
Выполнила:
учитель начальных классов
Караваева Елена Юрьевна
Кудымкар 2024
Школа-это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы.
Роберт Грин Ингерсолл
Современная школа… Что её наполняет жизнью? Как и чему она обучает детей? Как способствует раскрытию потенциала каждого ученика и помогает ему стать успешным в будущем? Эти вопросы волнуют тех, чей ежедневный труд связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Волнуют они и меня.
Является ли школа тем местом, где «шлифуют булыжники и портят алмазы»? Пожалуй, в некоторых ситуациях так и происходит: идёт рутинная «обработка булыжников», и не все задумываются над тем, как « булыжники» смогут адаптироваться к жизни, будут ли они способны на самореализацию. Ведь искусственно созданное школьное пространство и реальная взрослая жизнь – это совершенно разные вещи.
Но можно и не согласиться с некоторыми моментами высказывания этого известного американского публициста. Кого назвал «алмазами» автор высказывания? Если он имел в виду гениев, то он ошибся. Гениальность – это уникальность, данная Богом, её невозможно «испортить» какими – то внешними неблагоприятными условиями. Все лучшие уникальные качества такого человека всё равно проявятся, ибо прочность алмаза несравнима ни с чем. Более того, алмаз в руках опытного огранщика может превратиться в самый настоящий бриллиант.
Но гении рождаются редко. Далеко не каждому педагогу посчастливится хотя бы раз стать наставником юного гения. А вот «булыжников» много…И трудятся педагоги в поте лица, «шлифуют булыжники». И тут происходит чудо: серые камни в процессе огранки постепенно превращаются в алмазы. Только мастер и тут должен быть умелым, иначе может не разглядеть тот чудесный блеск под каменистым слоем. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети». И с ним невозможно не согласиться: все дети с рождения наделены определёнными задатками, способностями, талантами. Только не все они раскрываются вовремя. Нераскрытые же таланты способны угасать. Поэтому задача педагогов – раскрывать и развивать индивидуальность каждого ребёнка. Немаловажно и воспитание трудолюбия. «Талант – прежде всего труд», - отметил АП. Чехов. И с этим тоже нельзя не согласиться.
Современное общество требует вовлечение во все сферы деятельности развитых, креативных, неординарно мыслящих людей. Задача педагога, и моя в том числе, – помочь каждому ученику найти себя в жизни. Нельзя быть равнодушным «шлифовщиком», монотонно и слепо выполняющим свою работу, не замечающим в ребёнке то лучшее, что отличает его от других, не видящим блеска ребячьих глаз, не воспевающим в детях доброту, честность, отзывчивость, понимание. Научить быть своих учеников успешными, тудолюбивыми и целеустремлёнными сможет только учитель, который не только знает, как это сделать, но и сам обладающий этими качествами. Успешный учитель из каждого «булыжника» может получить драгоценность и уж точно не испортит «алмаз». Вот таким учителем стремлюсь быть я…