Статья ««Школа, где все танцуют и поют» или инновации в старинной школе»
За шестнадцать лет работы в системе образования моё отношение к проблеме «семья и школа» менялось от юношеского восторга и оптимизма до сурового понимания «иногда приходится стучаться в закрытые двери». Но всегда я руководствовалась тем, что новое поколение родителей нуждается в новом подходе. Нужны такие методы и формы работы, которые привлекут занятых родителей в школу, будут полезны и, действительно, помогут семье. Дни открытых дверей, школьные выборы, родительские университеты, интерактивное общение, тематические фотовыставки, тренинги ринги – звучит современно и заманчиво, а это ведь далеко не все формы и методы, которые мы применяем в воспитательной работе.
Я работаю в школе с почти столетней историей, где учились моя бабушка и мама, и я ощущаю особенную связь поколений. И я всегда буду любить эту школу за почти семейную атмосферу, которая царит здесь. У нас многонациональный состав детей, а семьи очень разные по социальному статусу, но все уживаются дружно и чувствуют себя важной частицей семьи по имени «школа №4».
Однажды в местной газете о нашем учреждении написали фразу – «это школа, где все танцуют и поют». Речь шла о нашем общешкольном мероприятии фестивале танца «Разноцветный хоровод». Этот конкурс уже 20 лет ежегодно проходит в нашей школе и собирает зрителями половину города. Каждый класс готовит номер. Ну а родители с азартом шьют костюмы, придумывают и мастерят реквизит, подбирают образы, помогают на репетициях и даже выступают в роли хореографов. Трудно, дороговато, зато, как приятно потом обсуждать, сидя в зрительном зале:
- Наши в этом году серьёзный танец, посвященный детям-сиротам поставили!
- А наши, как есть озорники, так и танец у них хулиганский!
- А эти розочки девочкам в прически я всю ночь мастерила, такие яркие получились.
Находятся родители, выступающие спонсорами, они отвечают за сладкие подарки всем участникам.
А недавно мы с радостью встретились с представителями каждой из семей на школьных выборах. Родители могли анонимно отметить в бюлютенях своё мнение относительно школьной формы и единого дня выпускного.
День открытых дверей? Он тоже есть. И мне очень понравилось, что в этом году он проходил, как день дублёра. Мамы или папы могли провести мастер-класс, классный час или викторину. В восторге были и дети и родители.
Не представляю работу классного руководителя без микро групповой работы с родителями. Это встреча родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Возможность вести приватный доверительный разговор, делиться опытом раскрепощает родителей, сближает их с классным руководителем. Эта форма работы очень помогла мне в прошлом году, когда мы собирались с пятью родителями детей с ОВЗ и обсуждали нюансы ГВЭ и рекомендации ПМПК. Это позволило снять предэкзаменационный стресс, правильно построить подготовку к этому событию.
В каждом классе есть особенные семьи: где-то один папа воспитывает сына, где-то бабушка выполняет обязанности родителей, уехавших на заработки в Москву. Им нужно особенное внимание классного руководителя, возможность обратиться за помощью и поддержкой к учителю в любое время суток, а иногда и материальная помощь от родительского комитета. И это нормально, ведь в сложной жизненной ситуации может оказаться каждый из нас.
Ну а для тех, кто всё же не может часто приходить в школу есть дистанционное общение, смс-рассылка школьных новостей и сайт.
Пока администрация, учителя, родители и дети живут одними интересами, пока мы работаем, применяя инновационные методы, не забываем хороших традиций, школа будет расти и развиваться.
Легоцкая Вера Сергеевна
Гапонова Оксана Владимировна