Эссе «Свой добрый век мы прожили как люди — и для людей»
Эссе: «Свой добрый век мы прожили как люди – и для людей»
Автор: Гагаринова Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
с. Шира, 2020г.
Свой добрый век мы прожили как люди - и для людей…
«У него было открытое, мужественное лицо, чуть прищуренные веселые глаза с огоньком, маленькие усики, крепкий фронтовой загар. Он весь дышал молодостью свежих, широких пространств. Он пришел на Неву из далекой Хакасии, с берегов голубого Абакана.
Он никогда не видел Ленинграда. Война привела его в окопы под городом, о котором он знал только из книг, из стихов, которые любил до страсти. Его полевая сумка была переполнена стихами. Он в разрывах снарядов, в дымных ленинградских ночах, в непрерывных фронтовых перестрелках и схватках искал поэтическое слово» - вспоминал Николай Тихонов, известный советский поэт, встречавшийся с ним в блокадном Ленинграде.
О ком же речь?
Мы привычно начинаем говорить об участниках Великой Отечественной войны в юбилейные даты, а так хочется, чтобы об этих героях помнили всегда. Сущность человека раскрывается лучше всего в дни великих и малых испытаний, через которые ему суждено пройти. Великая Отечественная война была испытанием из испытаний. И сколько бы лет ни прошло, она останется в памяти людей, переживших ее, в памяти их потомков, так как человеческая память не умеет молчать, а те, кто ушел
…кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником им
Была Земля с пятью материками…
Е. Исаев. «Суд памяти».
Ю. Поляков в книге «Между двумя морями. Повесть о поэте-фронтовике Георгии Суворове» пишет: «О классиках мы знаем все… Порой даже знаем о них то, чего и они сами не знали. Другое дело, когда путь молодого писателя оборвался в самом начале и все оставшееся от него — тоненькая книжка прекрасных стихов, несколько строк в истории отечественной литературы и горькие слова более счастливых его ровесников о том, что он стал бы замечательным художником, если бы…» [15].
Беседуя с учащимися, часто выясняю, что совсем немногие знают о Георгии Суворове, поэте Хакасии, погибшем во время Великой Отечественной войны в 1944-м году. К моему большому сожалению, учась в школе, я тоже ничего о нем не знала и услышала впервые о Георгии Суворове будучи уже студенткой, проходя практику в 11-й школе г. Абакана, от учителя литературы (не помню ее фамилии и имени - это было в далеком 1979-м году), которая дала задание подготовить материал о поэте-воине и земляке для классного часа. Но я помню, как в библиотеке Абаканского педагогического училища, где в свое время учился Георгий Суворов, читала материал о его жизни, рассматривала фотографии. С тех пор образ поэта Г.Суворова не отпускает меня.
До боли короткий его век, но такой ослепительно яркий. Вся жизнь поэта – в его стихах, где трудное детство, учеба в Абакане, работа в Бондаревской школе, в газетах Красноярска, Омска, служба в армии, война… И стихи, которые писал всегда и везде.
Строки его стихотворения «Еще утрами черный дым клубится…» остаются в памяти раз и навсегда:
Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
Трагизм жестокой войны не мешал автору быть оптимистом. Поэт не сомневается в победе, хотя и начинает стихотворение выразительной картиной военной разрухи, пепелища, употребляя пронизывающие душу эпитеты: «развороченное жилье», «обугленная птица», «бешеный огонь», которые открывают страшную правду о войне. Но сколько веры в победу, в наступление долгожданного мира, переданные нам через олицетворения: «встанет тишина», через сравнения: «проблеск утра как стекло», повторы: «последний враг», «последний меткий выстрел» и метафоры: «выпьем боль до дна», «мир раскроет двери». Особенно поражает, как из реальной картины войны в начале стихотворения автор возвращается к теме войны иной, как бы увиденной из будущего. Суворов обращается к грядущей Победе:
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день - мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
И как они верили, что это будет непременно: «Последний враг. Последний меткий выстрел!» Вместе с автором мы чувствуем, ощущаем боль, горечь потерь и верим в победу.
Эти строки звучат как реквием всем погибшим и напутствие живым. Особенно потрясают прощальные слова человека, уходящего навеки: «Мой милый друг, а все-таки как быстро, как быстро наше время протекло…» В последней строке стихотворения заключена скорбная самооценка всего поколения защитников Родины. И сам Георгий Суворов за свою короткую 25-летнюю жизнь сделал многое, ни разу не свернул с однажды выбранного пути и так просто и скромно сказал нам, будущим поколениям, чтобы знали и помнили:
Свой добрый век мы прожили как люди-
И для людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тихонов Н. Георгий Суворов // В боевом строю: сборник. – Новосибирск: Сибирское книжное изд-во, 1954. - С. 151-152.
Поляков Ю.М. Между двумя морями: Повесть о поэте-фронтовике Георгии Суворове [Электронный ресурс] // http://www.ruslit.net/polykov/
Поэзия Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // http://www.otvoyna.ru/poezia.htm
Суворов Георгий Кузьмич // Литературная карта Хакасии [Электронный сайт] // http://www.nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz21.asp
5. https://godliteratury.ru/projects/voyna-razryvaet-serdca-georgiy-suvo
4
Юлия Васильевна Воробьева
Гагаринова Ирина Викторовна
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Гагаринова Ирина Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Гагаринова Ирина Викторовна