Эссе учителя русского языка и литературы «Я — учитель»
Эссе учителя русского языка и литературы высшей категории
МБОУ лицей №2 г.Дюртюли
муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Халиковой Зульфии Фалитовны на тему: «Я – учитель»
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Р.Рожденственский
Быть учителем мечтала с детства, и в этом заслуга моего первого наставника – Марии Калимулловны. До сих пор перед глазами встает ее образ: невысокая, в темном платье с белым отложным воротничком, с белыми, как снег, волосами (она была уже на пенсии, когда ее вызвали принять наш 1 «Д» класс) и доброй улыбкой. Мы любили ее, как любят дети бабушку, и в то же время бóльшего авторитета для нас не существовало. В дальнейшем мне тоже везло с людьми этой профессии (не только в школе, но и в колледже и в институте), особенно с учителями основных предметов: русского – Екатериной Юрьевной, Ридой Ангамовной, Ольгой Алексеевной, математики – Евгенией Александровной и Назирой Фаризуновной, истории – Ириной Германовной. Это были люди, влюбленные в свою профессию, работавшие с огромной самоотдачей. Так что неудивительно, что я все-таки стала учителем: сперва – начальных классов, а затем - русского языка и литературы.
А еще, я думаю, в этом заслуга моих родителей, потому что они с малых лет привили нам с сестрой любовь к чтению. Сколько себя помню, у нас дома всегда все читали. Дома были книги и русских классиков и зарубежных, татарская литература и башкирская, книги по истории и энциклопедии. И что самое важное: мы говорили о них, обсуждали прочитанное, особенно с отцом. А учебники литературы и истории полностью прочитывала уже в начале учебного года. Поэтому в «борьбе» точных наук и гуманитарных, последние одержали безоговорочную победу, и вот без малого 24 года я 1 сентября переступаю порог школы, чтобы провести первый урок в новом учебном году.
В школе чувствуешь себя вечно молодым, постоянно движешься вперёд. Профессия учителя даёт возможность развиваться творчески и духовно. Педагог должен обладать упорством, целеустремленностью, способностью к самосовершенствованию. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед. Современный педагог – это, прежде всего, человек, который способен каждый раз увлекать и, держа в руках одну краску, изобразить на белом полотне красочную радугу.
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери когда-то написал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения», особенно в наше время. Поэтому наиболее эффективной и отвечающей требованиям современного урока русского языка и литературы считаю технологию коммуникативного обучения, так как результатом ее использования является гармоничное развитие всех коммуникативных компетентностей, преодоление страха публичного выступления, свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения, расширение словарного запаса, получение и применение новой информации в области коммуникаций. Кроме того, коммуникативная технология способствует социализации личности.
Еще одной проблемой 21 века является то, что подростки мало читают художественную литературу. И учителю словесности приходится придумывать новые подходы для изучения художественного текста. Современные дети очень любят квесты, что обусловило появление новой педтехнологии. Урок-квест – это урок, который любим всеми учениками, начиная с пятиклассников и заканчивая старшеклассниками. Он проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах: наличие проблемы (усвоение материала происходит эффективнее, если ребенок удивлен и заинтригован), развлекательный характер (усвоение знаний должно приносить удовольствие), связь с жизнью и желаниями детей, усвоение знаний очень сильно зависит от активности и интереса ученика, сюжет, задания, правила и критерии победы. А чтобы достичь успеха и быть первым, нужно хорошо знать художественный текст. В процессе совместного выполнения заданий формируются качества социально-активного и мобильного гражданина, творческой личности, готовой к самореализации в условиях информационного общества и способной к самосовершенствованию.
Современные ученики – люди нового сознания. Многое из того, что было ценным для нас, перестало быть актуальным для них, утратило всякий смысл. Но в то же время у них можно научиться смело высказывать свое мнение, быть открытыми всем и каждому, бесстрашно смотреть в будущее, ставить невыполнимые цели и не боятся идти к ним.
Когда я вижу головы ребят, пишущих сочинение, или же, напротив, задумчивый взгляд слушающих стихотворение, то наполняюсь радостью за детей. Они растут на моих глазах из года в год. Начинают самостоятельно мыслить, иметь свою точку зрения на проблему и уверенно отстаивать ее: аргументировать, спорить, доказывать, пусть иногда ошибочную, но именно свою собственную. Мое сердце наполняется гордостью за себя и своих учеников. Ведь, по словам Януша Корчака, "учитель – это человек, который не сковывает, а освобождает; не подавляет, а возносит; не комкает, а формирует; не диктует, а учит; не требует, а спрашивает, переживая вместе с ребенком много вдохновенных минут".
Как измерить нашу работу? Ведь мы соприкасаемся с человеком – маленьким, хрупким, ранимым, только начинающим жить. Знаете, как цветок на тоненьком стебельке: одно неосторожное движение и… Поэтому, «учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)
Волкова Светлана Ивановна