Эссе «Я — учитель»

1
0
Материал опубликован 9 September 2016

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ - ЭССЕ

«Я - учитель»

Борчин А.В.,

МБОУ «Дубенская СОШ»

Учить детей - дело необходимое,

следует понять, что весьма полезно

и нам самим учиться у детей.

М. Горький

 

Что и как делает человека Учителем? Франц Кафка сказал: «Всё дело в мгновении. Оно определяет жизнь». И в моей жизни были эти мгновения, которые определили, кем я буду в ней.

Вся моя жизнь, начиная с детства, связана с физкультурой и спортом. Мне нравилось бегать, прыгать, ходить на лыжах, но больше всего я увлекался тяжелой атлетикой.

Если в начале жизненного пути вы встретились с умными и справедливыми людьми, считайте, что вам повезло. Если же эти люди оказались вашими наставниками, вам повезло вдвойне. Мне с наставником повезло. Спортивная школа. И вот они, первые результаты, за которые я говорю спасибо Фадейкину Ивану Михайловичу,… моему наставнику, талантливому тренеру,… профессионалу высокого класса, любящему жизнь во всех её проявлениях. С ним я достиг высоких результатов: молодежная сборная Мордовии по тяжелой атлетике, многочисленные победы на соревнованиях, соревнования Всероссийского уровня.

Мне 18 лет… Я студент пединститута. Именно здесь я понял, что физкультура – это не только метко бить по мячу или бегать быстрее всех. Самое важное - это закалка характера, это сила, энергия, дисциплина, красота, здоровье, это особое состояние души, при котором и учеба легко дается и работается легко. По окончании пединститута я точно знал, что пойду работать именно в школу, ведь со школьной скамьи закладываются и характер, и воля, и моральные качества, а самое главное - здоровье. А помогают воспитать все эти качества именно уроки физической культуры.

Мой первый урок. Душа трепещет, вот оно понимание: я – учитель. И новое откровение: ведь не только учитель, но и тренер, и психолог, и воспитатель…Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что невозможно. Но день за днем, урок за уроком ловил себя на мысли: все, что я делаю, это важно, это необходимо. Самое главное, чему я научился с первых дней - слушать и слышать детей.

И вот она – формула: «Учитель должен не только научить, дать знания, но и увлечь, зажечь, повести за собой, помочь». Это и стало, пожалуй, первым открытием в самом начале на трудном пути моей школьной жизни. На пути жизни Учителя. Но как увлечь детей, чем зажечь их? И осознание: как многому еще предстоит научиться! Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен не только учить, но учиться, в том числе и у своих учеников. Учиться у них искренности и светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и доброту окружающего мира. Учиться у опытных коллег мастерству и творчеству. Вот только скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину. И я искал свой путь и свою истину. Я продолжал учиться.

В школе события происходят с такой скоростью, что напоминают калейдоскоп. Жизнь здесь не замирает ни на мгновение! Каждый день приносит тебе что-то новое. Ученики не дают тебе застыть, остановиться, ты обязан двигаться все время вперед, постоянно учиться, совершенствоваться сам и совершенствовать других. Потому что ты - УЧИТЕЛЬ.

Урок, перемена, опять урок… Калейдоскоп школьных событий, рисунок который зависит только от меня. Как сложить его правильно, чтобы было красиво? Как создать картинку, прекрасную, добрую, живую? Ответ прост: иди навстречу детям, иди впереди, иди рядом, а если повезёт, и следом за своими учениками. Будь не только наставником, но и другом! Сегодня каждая школа может похвастаться оборудованными спортивными залами, интерактивными досками, компьютерными классами и интернетом в каждом кабинете, авторскими программами и ещё много чем. Но главным в школе должен оставаться Учитель. Учитель-друг, учитель-наставник, учитель-советчик, учитель-помощник. Ведь только тогда, когда есть взаимопонимание, рождается ощущение глубокого внутреннего счастья. Ты чувствуешь себя необходимым тем, кто перед тобой. Чувствуешь это по их словам, глазам, а самое главное – сердцам! И тогда ты понимаешь, что ради этого работаешь, учишься, совершенствуешься, пробуешь, ради этого ты живёшь.

Особая радость и гордость - это мои ученики, которые стали настоящими спортсменами. Я вижу плоды своей работы в достижениях своих учеников на соревнованиях, олимпиадах, в горящих детских глазах, которые почувствовали вкус к победе, в физической форме ребят, их активности, энергичности, работоспособности.

Саргаев Максим, бронзовый призер Чемпионата России по пауэрлифтингу, КМС России… Сакалкин Алексей – чемпион Приволжского федерального округа, КМС России… Кузнецова Татьяна – чемпионка Мордовии и Приволжского федерального округа, спортсменка первого разряда… Только результаты приходят не сразу, а вследствие долгой и упорной подготовки. Но мой труд не напрасен, у моих учеников есть потребность в движении. А движение - это жизнь, спорт же – школа жизни.

Смотрю на детей, когда они входят в спортивный зал. Мой урок физической культуры - это маленькая частичка счастливой жизни ребенка. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по математике и невыученные стихи, глаза радостно сияют: можно прыгать, бегать. И за это ещё похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие ученики становятся крепче и увереннее. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. А для меня урок физической культуры – это, прежде всего, позитивное настроение, улыбки на лицах детей, веселый смех и наслаждение от происходящего на уроке. И какое это большое удовольствие следить за детьми на уроках, видеть радость, когда они играют в подвижные игры, счастье, когда получилось выполнить сложный акробатический элемент, лицо озаряется улыбкой победы, когда команда приходит первой к финишу в эстафете.

И снова звенит звонок - урок окончен. Но завтра опять урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, я должен не только учить, но и учиться. Учиться мыслить, постигать тайны жизни, учиться слушать и слышать своих учеников, смотреть и видеть, а главное - чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу. И не останавливаться, идти вперед, всё время - вперёд.

По трудоемкому и тернистому пути я иду изо дня в день, из года в год. Этот путь закаливает характер, воспитывает волю, учит видеть главное. А главное – это желание добра своим ученикам. Желание, чтобы выросли они честными, смелыми, счастливыми людьми. И вот ещё одна формула: счастливым может быть только здоровый человек, и верный путь к этому – здоровый образ жизни! Вот чему я учу своих учеников и учусь сам.

Президент нашей страны сказал: - «Спортивная нация – это будущее России!»  Но как сложно в век Интернета вовлечь детей в спорт. На все нужно время, старание, усилия, а главное – желание самого человека быть частью этой спортивной нации.

Что могу сделать я как учитель? Начиная с простого урока, своим примером показывать, как важно быть здоровым физически и духовно. Да, очень многое еще предстоит сделать. Вновь введенные нормативы ГТО - это как первая страница новой книги, которую нужно читать внимательно, осторожно, вдумываясь в каждую деталь. Дети постоянно меняются, меняются стандарты, условия, требования, подходы, методы. Но одно останется для меня неизменным – любовь, любовь к детям, к своему делу, к спорту, и все вместе это - любовь к своем профессии. И сам собою выстраивается ответ: совершенный учитель – это тот, кто проносит через всю жизнь любовь к делу и любовь к своим ученикам. Всю жизнь я иду рядом с детьми по дороге жизни и, подводя сегодня итог, с гордостью могу сказать: в том хорошем, что есть у моих учеников, есть частица и моего труда.

Мой долгий тернистый путь привёл меня к такой ясной теперь истине: учитель до тех пор имеет право оставаться учителем, пока он сам учится…И я буду продолжать учить и буду учиться…

Комментарии
Комментариев пока нет.