Эссе «Я — учитель»
Ягодзинской И.С.,
учителя технологии
МБОУ СОШ №6
Эссе «Я - учитель».
Учитель — это призвание. Это редкий и прекрасный талант. Учитель пробуждает интерес к Знанию и помогает найти себя. Счастлив тот, кто на жизненном пути повстречал Учителя.
Учитель — это такая профессия, которую выбирают по зову сердца, так как именно от него зависит, какой человек получится из ребёнка:
Каждый из нас помнит свою первую учительницу и благодарен ей всю жизнь.
Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Учитель — это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Школа… Мой путь к ней был определен детской мечтой: быть учителем. Часто вспоминаю, что как только научилась писать и считать, я стала играть в школу с теми, кто был младше меня, и эта «игра» продолжается до сих пор. Задача учителя помочь ребенку стать достойным человеком, гражданином своей Родины.
Я уяснила для себя главное, что учитель должен год от года самосовершенствоваться, чтобы быть интересным для своих учеников.
Уроки, планы, мероприятия, конкурсы, учеба - все это мое, моя жизнь, может для кого-то не понятная, да для меня это и неважно.
Я не замечала тогда и не замечаю сейчас, как летит время, когда я занята любимой работой.
Мир ребенка – это целая вселенная.
На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро отреагируют на невнимание, и оценит тех педагогов, которые отнесутся к нему с уважением и пониманием. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий язык, понимать детские проблемы, и, естественно, должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень, должен ставить себя на его место. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, они четко осознавали свое место в обществе. Ведь школа — чрезвычайно важный, самостоятельный и ценный этап жизненного пути. Будут ли эти годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти школьника заполненными мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, — во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями и учениками.
Я думаю, что очень распространенная и типичная ошибка учителей — неумение разглядеть особенность каждого ученика. Уникальность его характера и специфику его восприятия, талант к тем или иным предметам и огорчение от непонимания сложных дисциплин. Абсолютно неправильно оценивать ребенка по каким-то усредненным, внешним показателям.
Для меня было явным всегда, что бывают такие события в нашей жизни, которые переворачивают все наши взгляды и ценности, все наше мировоззрение. В такие моменты духовных переворотов рушится старый и возникает новый мир ценностей и смыслов, любви и ненависти, убеждений и верований. Внутренний мир личности подвержен катастрофам, как и медленным эволюционным изменениям.
Все мы употребляем такие понятия, как «дух», «душа», «сознание», имея в виду, прежде всего, психику человека, то, что связано с эмоциональной и интеллектуальной стороной нашей жизни, что происходит как бы внутри человеческого мозга и что невозможно увидеть в качестве предмета или вещи. Поэтому самым подходящим для обозначения «места», где происходят эмоциональные и психо - интеллектуальные процессы, будет словосочетание «внутренний мир человека».
Внутренний мир человека, который одновременно и наиболее близок нам и вместе с тем наиболее труден для понимания и овладения, неисчерпаемо сложен и богат. Не случайно его называют «микрокосмосом», «духовной вселенной».
Уникальность или неповторимость внутреннего мира человека проистекает уже из одного факта человеческой индивидуальности, неповторимости его судьбы, жизненных обстоятельств, воспитания и многих других особенностей его рождения, формирования и развития. Это не значит, что каждый из нас носит в себе мир, совершенно не похожий на мир других людей. В чем-то общем и существенном мы очень похожи друг на друга, и это обеспечивает нам взаимопонимание, совместное бытие и сотрудничество.
Поэтому на протяжении всей своей педагогической деятельности, прикасаясь к внутреннему миру своих учеников, моим основным принципом работы, является «Не навреди».
Новый век, новое десятилетие педагогической деятельности требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, книга как источник информации не выдерживает конкуренции и заменяется компакт-дисками, флеш-картами. То, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает и ученик, одиннадцать лет копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понимает, что этот багаж подобен бабушкиному сундуку, скорее бесполезному, чем ценному.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Только в деятельности человек постигает процесс работы со знанием, его преобразования, расширения, дополнения, нахождения новых связей, развивает самостоятельность, ответственность за результаты своей работы, приобретает опыт достижения цели. При этом ученик из исполнителя становится творцом, способным осознанно выбрать, отстоять свою точку зрения, дать адекватную оценку происходящему, сотрудничать, организовывать свою работу, находить новые решения, противостоять трудностям. В жизни он сможет брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, достигать компромисса, уважать мнение другого человека, владеть разными социальными ролями. И тогда никакой поворот событий, нестандартная ситуация не станут преградой на жизненном пути, а образование будет не подготовкой для жизни, а жизнью ребенка.
В своей педагогической практике я использую деятельностную идеологию, разработанную А.Н. Леонтьевым, которая, по моему мнению, позволяет достигнуть образовательных целей не зависимо от парадигмы в какой работает школа так как она, нацелена на образовательный продукт учебной деятельности в виде психических новообразований (не только знания, умения и навыки, но и ещё опыт деятельности, способности, характер, воля, установки, ментальный опыт, направленность личности, опыт эмоциональных переживаний, потребности, мотивы). При этом необходимо учитывать, что деятельность личности одновременно протекает в трех сферах ментальной активности: предметной, коммуникативной (диалоговой) и рефлексивной.
При организации образовательного процесс я стараюсь управлять деятельностью обучающегося не напрямую, а через организацию учебного процесса, в который и вовлекается обучаемый. В связи с этим возникает вопрос, каков механизм самоорганизации развивающей личности в условиях управления процессом обучения?
Ответ на этот вопрос я нашел в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в рамках которой развитие личности рассматривается как овладение знаковой формой психической деятельности. Знак при этом выступает одновременно как продукт и орудие деятельности. Впоследствии Л.С.Выготский сместил роль главного орудия от знака к слову. Современные психологические концепции отдают равный приоритет, как знаку, так и слову, рассматривая последние как принадлежащие общей категории значения. При этом я придерживаюсь мнения, что под категорию значения подпадают не просто знаки и слова, но и образы, понятия, идеи, знание в целом, одним словом, вся общечеловеческая культура. Одновременно значения представляют собой модели реальных объектов. Следует отметить, что в учебной практике под моделями чаще всего подразумеваются именно материальные заместители идеальных объектов, а не наоборот.
Деятельностная идеология построения образовательного процесса должна основываться как на принципе фундаментальности, который должен обеспечивать современную теоретическую научную базу, так и на принципе интеграции в форме практических приложений, не мыслимых без использования компьютерных технологий.
Знания психологии помогают мне обучить учащихся выбирать наиболее оптимальные приемы ментальной (аналитико-синтетической) деятельности.
При этом я рассматриваю моделирование как главный принцип ментальной деятельности, который носит базовый характер, так как он основывается на объект-предметном характере учебной деятельности. А также учитываю, что большинство известных дидактических принципов, а именно: научности, последовательности, системности, наглядности, доступности, прочности, активности, самостоятельности, все они фактически подразумевают принцип моделирования.
Наконец необходимо отметить мотивационный аспект учебной деятельности. Так как без мотива нет учебной деятельности, а есть учение, которое является частью другой деятельности, направляемой внешним мотивом, не носящим познавательный характер. По А.Н. Леонтьеву механизм образования мотива связан с предметом потребности личности. По его словам, когда потребность опредмечивается, она переходит в мотив. Здесь мы тоже имеем дело с принципом моделирования.
Создание условий для продуктивной (проектной) деятельности развивающейся личности позволяет мне обеспечить самоорганизующийся механизм образования, в основе которого лежит принцип моделирования.
Термины «модель» и «моделирование» имеют своим источником латинское слово modus, modulas – мера, образ, способ. В современной образовательной системе моделирование является основным методом научного познания (А.В. Штофф). Вместе с этим моделирование в обучении является и главным средством развития личности, особенно в плане интеллектуализации психической деятельности. Моделирование является ещё и универсальным средством решения проблемных ситуаций на практике. Наконец, как уже было сказано выше, формирование умения моделировать является условием интеллектуального развития.
Использование моделирования позволяет мне организовать учебную деятельность на более сознательном и продуктивном уровне.
На мой взгляд, сейчас возникла принципиально новая ситуация, связанная с использованием компьютерных средств обучения, которая требует дальнейшего синтеза методов и способов учебно-познавательной деятельности в сторону более целенаправленного использования методологии моделирования как орудия развития творческих способностей личности и её будущей компетенции.
Компетентность будущего выпускника в современных условиях должна определяться не просто багажом предметных знаний в отдельных областях, приобретенных во время обучения, но и способностью к продолжению самообразования уже в условиях профессиональной деятельности.
Осознание мной, что метод моделирование является мощным орудием, как собственного развития, так и обучающихся позволило мне пересмотреть свою систему работы. В основу организации образовательного процесса мною в настоящее время используются следующие технологии:
Метод проектов в рамках урока технологии
В условиях обновления содержания образования школы происходит переориентация целей и задач обучения. В своей деятельности большое внимание я уделяю компетентностям учебно-познавательной деятельности, основанной на усвоении знаний из различных источников информации, общекультурной, социально-трудовой, информационно-коммуникативной, которые приобретает обучающийся в процессе обучения. Все подходы к определению этого набора компетентностей имеют общее свойство - их можно развивать средствами уроков технологии.
Технология как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом, позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Использование метода проектов для своих уроков позволяет мне организовать учебный процесс таким образом, что ученик оказывается вовлеченным в познавательный цикл: ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ, ГИПОТЕЗА, МОДЕЛЬ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, где внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике, а внутренний результат - опыт деятельности - станет личным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Результаты работы:
На отведенных учебным планом уроках каждый ученик работает над проектом по самостоятельно выбранной теме, но при этом для достижения результата он использует знания по различным технологиям, полученным на уроках технологии;
Проводятся уроки общественного смотра знаний, уроки – конференции, где обучающие получают опыт публичного выступления и получают оценку проведенной работы, а лучшие работы рекомендуются на школьную научно – практическую конференцию;
Таким образом, учитель, как и 50 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей. Причем, в век информации и современных технологий к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться. Заложить базу и донести мысль, что дальнейшее образование и самообразование- это залог успеха в современном обществе.
Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.