Методические рекомендации к уроку химии в 9 классе «Эти удивительные металлы»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16
Методическая разработка
«Интеллектуальные задачи по химии»
Разработчик:
учитель химии, биологии
Зайцева Ирина Геннадьевна
Екатеринбург
2020
Пояснительная записка
Предмет – химия
Класс – 9
Тема: Эти удивительные металлы
Цель:
создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Металлы”, используя игру - соревнование, как форму урока.
Задачи:
- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”;
- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
- углубить представление о многообразии металлов;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Класс можно разделить на группы:
По времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
По любимому виду транспорта (автомобиль, самолет, поезд, корабль)
Химический – на две команды – МЕТАЛЛЫ и НЕМЕТАЛЛЫ
Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
Контрольно-измерительные материалы.
1. Выберите из списка три металла, которые относятся к амфотерным металлам.
- Калий
- Алюминий
- Магний
- Цинк
- Литий
- Железо
Ответы:________
2. Множество химических элементов получили своё название в честь стран или других географических объектов. В честь шведской деревни Иттербю, около которой обнаружили крупное месторождение редкоземельных металлов были названы…Выберите три элемента.
- Эрбий
- Индий
- Борий
- Итрий
- Тербий
- Сиборгий
Ответы:__________
3. Из приведенного списка выбери элементы, названия которых, связанны с Россией. Выберите три элемента.
- Резерфордий
- Самарий
- Рений
- Хассий
- Оганесон
- Рутений
Ответы:__________
4. Установите соответствие между формулами веществ из первого столбика и соответствующие им тривиальные названия из второго столбика: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите позицию, обозначенную цифрой.
А. CaCO3
Б. MnO2
В. Ca(OH)2
Г. K2CO3
1. Пиролюзит
2. Известковое молоко
3. Мрамор
4.Поташ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
А. Fe
Б. Cu
В. Au
Г. Ag
1. Солнце
2. Луна
3. Венера
4. Марс
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
А. Zn и HCl
Б. Ag и HNO3
В. Fe и CuSO4
Г. ZnCl2и AgNO3
1. Выделение бурого газа
2. Выделение газа без запаха
3. Образование белого осадка
4. Образование красного осадка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
А. Демеркуриза́ция — процесс удаления этого металла и его соединений, с целью исключения отравления людей и животных
Б. Первый гигантский кусок этого металла нашли в далёком 1843 году. Он получил название «Россия» и весил 9 килограмм 635 грамм, но до наших дней он не сохранился, так как был переплавлен.
В. Целью алхимиков было получить из простого металла этот металл.
Г. Оригинальное латинское название этого металла происходит от названия острова Кипр
1 2
3 4
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
А. Na
Б. Ca
В. К
Г. Ba
1.2.
3.
4.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
9.Производство меди
Cхема медерафинировочного производства (на примере медеплавильного цеха Уралэлектромедь)
1. — Черновая медь
2. — Плавление
3. — Отражательная печь
4. — Съём шлака
5. — Разлив меди в аноды
6. — Разливочная машина карусельного типа
7. — Анодосъёмная машина
8. — Съём анодов
9. — Вагонетки
10. — Транспортировка в цех электролиза
Большую часть меди (85—90 %) производят пирометаллургическим способом из сульфидных руд. При этом параллельно решается задача извлечения из руд помимо меди других ценных сопутствующих металлов. Пирометаллургический способ производства меди предусматривает несколько стадий.
Расставьте основные стадии этого производства в необходимой последовательности. Расположите цифры в необходимом порядке.
Плавка на штейн (выплавка медного штейна)Подготовка руд (обогащение и иногда дополнительно обжиг);Рафинирование черновой меди (сначала огневое, потом электролитическое)аКонвертирование штейна с получением черновой медиШтейн (от нем. Stein камень) — смесь сульфидов железа, никеля, меди, кобальта и других элементов
Ответ запишите в виде последовательности цифр.
___________________________________________
Верны ли следующие утверждения (да/нет)
10. Алюминий является пятым по распространенности в земной коре….
11.В мире выпускают золотые слитки в форме шоколада….
12. Бронза – это сплав меди с разными химическими элементами…
13. У серебра есть «своя» страна. Аргентина переводится как «земля серебра». Страна занимает главное место по добыче металла….
14. До середины XVIII века платина ценилась в два раза ниже серебра….
15. Своё название никель получил в честь злого духа гор немецкой мифологии…
16. В морской воде растворена вся таблица Менделеева — вплоть до золота и урана….
17. Ртуть нельзя перевозить в самолетах: если ртуть разольется в самолете, она может проделать дырку в фюзеляже….
18.Самые дорогие столовые приборы Наполеона III были изготовлены из меди…
19. Самым тугоплавким металлом считается титан…
20. Кадмий называют металлом консервной банки…
Ответы.
1. 246
2. 145
3. 256
4. 3124
5.4312
6.2143
7. 4321
8. 2143
9.2143
10. Нет (занимает третье место)
11.Да
12. Да
13. Нет (нет, в стране практически не добывают серебро)
14. Да
15. Да
16. Да
17. Да
18. Нет (были изготовлены из алюминия)
19. Нет (вольфрам)
20. Нет (олово)