12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щелкун Наталья Павловна87
учитель химии и биологии
Россия, Саратовская обл., Энгельс

АЛЮМИНИЙ

Щелкун Наталья Павловна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Энгельса» Саратовской области

Класс - 9

Тема урока – Алюминий.

Тип урока – Урок открытия новых знаний.

Цель урока:  расширить знания обучающихся об алюминии, как элементе и веществе.

Предметные результаты – продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере алюминия.

Личностные результаты – формирование культуры общения, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.

Метапредметные результаты – развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии.

Методы и методические приемы – исследовательский (учебный эксперимент), поисковый, работа в группах, решение проблемных ситуаций.

Оборудование и реактивы для учителя – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой, порошок алюминия, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия; проектор, компьютер, презентация к уроку.

Оборудование и реактивы для учащихся – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; порошок алюминия,растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия; коллекция "Минералы и горные породы"

Литература для учителя

1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2007.//

2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2008

3. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007

4. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие (8-9) М.: Дрофа, 2000

5. Сиенко М. Структурная неорганическая химия /М. Сиенко; Пер. с англ. М.Е. Дяткиной. - М.: Мир, 1968.- 344 с.

6. Химия элементов /Ю.К. Губанова. - Саратов: Лицей, 2001. - 80 с.

7. Лидин Р.А. Химические свойства неорганических веществ /Р.А. Лидин. - М.: Химия, 1996. – 480 с.

8. Агеев В.Г. Наш опыт изучения алюминия в 9 классе //Химия в школе. – 1978. - №1. – С. 32-35.

9. Соловьев Ю.И. К истории открытия алюминия и способов его получения //Химия в школе.–1978.-№1.– с. 12-14.

10. Еремин В.В. Химия в формулах /В.В. Еремин. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 64 с.


Литература для учащихся

1. О.С. Габриелян Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007

2. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. «Химия. 9 класс» Рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2007.

3. О.С Габриелян, Н.П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы». – М.: Дрофа, 2007.

4. Венецкий С.И. В мире металлов («Калейдоскоп») /С.И. Венецкий. - 2-е изд. - М.: Металлургия, 1988. - 168 с.

5. Энциклопедический словарь юного химика /В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд. - М.: Педагогика,1990.– 320с.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.

 

2.

Введение в тему урока

Рассказывает легенду о чаше, изготовленной из удивительного металла из "глинистой земли".

Слушают легенду, отвечают на вопросы, формулируют и записывают тему урока в тетрадь.

3.

Формулировка целей урока

Проводит фронтальную беседу по вопросам.

Группа обучающихся заранее готовят материал об истории открытия алюминия.

4.

Актуализация опорных знаний об алюминии

Объясняет суть задания, комментирует ответы обучающихся.

Выполняют упражнение с помощью ПСХЭ Д.И. Менделеева по плану:

Положение в ПСХЭ

Строение атома Al

Прогноз степени окисления

Обучающиеся работают в группах, после выполнения отвечают с места. Ответы обсуждаются, сверяются с данными на экране и переносятся в тетрадь.

5.

Исследование химических свойств алюминия

Проводит фронтальная беседу по общим химическим свойствам металлов; инструкции по технике безопасности

Проведение исследования

1.Учитель консультирует каждую группу.

2.Демонстрирует «Отношение алюминия

к H2SO4 (конц) и HNO3(конц)»

3.Подводит итоги исследования

Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах алюминия, о сходствах и различии с другими металлами.

Обучающиеся работают в группах, исследуя взаимодействие алюминия с простыми веществами (с кислородом) и сложными веществами (вода, кислота, щелочь).

Результаты обсуждаются, уравнения химических реакций выводятся на экран, и записываются в тетрадь.

6.

Исследование физических свойств

Задает вопросы, корректирует ответы.

Составить характеристику алюминия по плану:

1. Агрегатное состояние

2. Наличие цвета, блеска, запаха

3. Проявление пластичности, хрупкости, эластичности

4. Растворимость в воде

5. Температура плавления, плотность.

6. Проявление тепло- и электропроводности

С помощью учебника отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения о применении алюминия на основе его физических свойств.

7.

Алюминий в природе

Демонстрирует диаграмму «Распространение элементов в природе».

Рассматривают с учащимися

коллекцию «Минералы и горные породы».

Определяют, какова доля элемента алюминия в земной коре по сравнению с другими элементами;

минералы, в составе которых алюминий встречается в природе.

8.

Получение

Демонстрирует ЭОР «Алюмотермия».

Уравнение химической реакции выводится на экран, и записываются в тетрадь.

9.

Применение

Демонстрирует схему «Применение алюминия в быту». Предлагает заполнить учащимся таблицу.

Проверяет таблицу.

Заполняют таблицу.

Комментируют, обсуждают полученный результат.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Фронтальная беседа.

При ответе обучающиеся пользуются опорным конспектом.

10

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

§13, упр. №6

Опубликовано


Комментарии (2)

Лариса Александровна Алексеева, 06.02.16 в 06:59 0Ответить Пожаловаться
Нужно было представить в приложениях: легенду о чаше, изготовленной из удивительного металла из "глинистой земли",
диаграмму "Распространение элементов в природе",
инструкцию практической работы "Исследование химических свойств алюминия",
ссылку на ЭОР "Алюмотермия"
Чуева Людмила Владимировна, 06.02.16 в 09:04 0Ответить Пожаловаться
Согласна с Ларисой Александровна, материал выглядит " суховато", одни действия.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.