Сценарий урока химии в 9 классе «Крылатый металл (Алюминий)»
АЛЮМИНИЙ
Щелкун Наталья Павловна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Энгельса» Саратовской области
Класс - 9
Тема урока – Алюминий.
Тип урока – Урок открытия новых знаний.
Цель урока: расширить знания обучающихся об алюминии, как элементе и веществе.
Предметные результаты – продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением на примере алюминия.
Личностные результаты – формирование культуры общения, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.
Метапредметные результаты – развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии.
Методы и методические приемы – исследовательский (учебный эксперимент), поисковый, работа в группах, решение проблемных ситуаций.
Оборудование и реактивы для учителя – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой, порошок алюминия, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия; проектор, компьютер, презентация к уроку.
Оборудование и реактивы для учащихся – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой; порошок алюминия,растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия; коллекция "Минералы и горные породы"
Литература для учителя
1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (авт. О.С. Габриелян). // Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2007.//
2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2008
3. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова «Химия. 9 класс» Настольная книга учителя химии. М.: Дрофа, 2007
4. Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие (8-9) М.: Дрофа, 2000
5. Сиенко М. Структурная неорганическая химия /М. Сиенко; Пер. с англ. М.Е. Дяткиной. - М.: Мир, 1968.- 344 с.
6. Химия элементов /Ю.К. Губанова. - Саратов: Лицей, 2001. - 80 с.
7. Лидин Р.А. Химические свойства неорганических веществ /Р.А. Лидин. - М.: Химия, 1996. – 480 с.
8. Агеев В.Г. Наш опыт изучения алюминия в 9 классе //Химия в школе. – 1978. - №1. – С. 32-35.
9. Соловьев Ю.И. К истории открытия алюминия и способов его получения //Химия в школе.–1978.-№1.– с. 12-14.
10. Еремин В.В. Химия в формулах /В.В. Еремин. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 64 с.
Литература для учащихся
1. О.С. Габриелян Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007
2. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. «Химия. 9 класс» Рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2007.
3. О.С Габриелян, Н.П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы». – М.: Дрофа, 2007.
4. Венецкий С.И. В мире металлов («Калейдоскоп») /С.И. Венецкий. - 2-е изд. - М.: Металлургия, 1988. - 168 с.
5. Энциклопедический словарь юного химика /В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд. - М.: Педагогика,1990.– 320с.
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. | Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих. | |
2. | Введение в тему урока | Рассказывает легенду о чаше, изготовленной из удивительного металла из "глинистой земли". | Слушают легенду, отвечают на вопросы, формулируют и записывают тему урока в тетрадь. |
3. | Формулировка целей урока | Проводит фронтальную беседу по вопросам. | Группа обучающихся заранее готовят материал об истории открытия алюминия. |
4. | Актуализация опорных знаний об алюминии | Объясняет суть задания, комментирует ответы обучающихся. | Выполняют упражнение с помощью ПСХЭ Д.И. Менделеева по плану: Положение в ПСХЭ Строение атома Al Прогноз степени окисления Обучающиеся работают в группах, после выполнения отвечают с места. Ответы обсуждаются, сверяются с данными на экране и переносятся в тетрадь. |
5. | Исследование химических свойств алюминия | Проводит фронтальная беседу по общим химическим свойствам металлов; инструкции по технике безопасности Проведение исследования 1.Учитель консультирует каждую группу. 2.Демонстрирует «Отношение алюминия к H2SO4 (конц) и HNO3(конц)» 3.Подводит итоги исследования | Обучающиеся на основе своих знаний об общих химических свойствах металлов, высказывают свои предположения о свойствах алюминия, о сходствах и различии с другими металлами. Обучающиеся работают в группах, исследуя взаимодействие алюминия с простыми веществами (с кислородом) и сложными веществами (вода, кислота, щелочь). Результаты обсуждаются, уравнения химических реакций выводятся на экран, и записываются в тетрадь. |
6. | Исследование физических свойств | Задает вопросы, корректирует ответы. Составить характеристику алюминия по плану: 1. Агрегатное состояние 2. Наличие цвета, блеска, запаха 3. Проявление пластичности, хрупкости, эластичности 4. Растворимость в воде 5. Температура плавления, плотность. 6. Проявление тепло- и электропроводности | С помощью учебника отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения о применении алюминия на основе его физических свойств. |
7. | Алюминий в природе | Демонстрирует диаграмму «Распространение элементов в природе». Рассматривают с учащимися коллекцию «Минералы и горные породы». | Определяют, какова доля элемента алюминия в земной коре по сравнению с другими элементами; минералы, в составе которых алюминий встречается в природе. |
8. | Получение | Демонстрирует ЭОР «Алюмотермия». | Уравнение химической реакции выводится на экран, и записываются в тетрадь. |
9. | Применение | Демонстрирует схему «Применение алюминия в быту». Предлагает заполнить учащимся таблицу. Проверяет таблицу. | Заполняют таблицу. Комментируют, обсуждают полученный результат. |
8. | Включение в систему знаний и повторение | Фронтальная беседа. | При ответе обучающиеся пользуются опорным конспектом. |
10 | Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. | §13, упр. №6 |
Лариса Александровна Алексеева
Чуева Людмила Владимировна