Методические указания и рекомендации к уроку химии в 9 классе «Применение карт самоанализа и самоконтроля»
Применение карт самоанализа и самоконтроля
Мною разработаны технологические карты или карты самоанализа и самоконтроля учащихся по основным темам курса химии. Они включают перечень необходимых знаний и умений на заключительном этапе изучения темы. Учащиеся получают карту в самом начале изучения темы. Объясняя материал, учитель обращается к этой карте, отмечает, какие вопросы разобрали и на что обратить внимание в дальнейшем. В конце урока учащиеся уже могут самостоятельно определить, что они усвоили, что ещё требует доработки дома. Так они постепенно овладевают навыками самооценки. Применение таких карт помогает основательнее подготовиться к зачёту или контрольной работе, снимает страх перед поставленными вопросами, или заданиями, снижает уровень тревожности.
Самым трудным, как отмечают учащиеся, оказывается процесс самооценки. С одной стороны ученик хочет поставить себе оценку повыше, с другой он знает по карте, что нужно знать и уметь. Но главное, высокая самооценка становиться реальностью: хочешь поставить себе «5», пожалуйста, выучи то-то и то-то, проверь себя по указанным упражнениям.
Заключительный этап работы с картой состоит в следующем. Учащиеся самостоятельно дома или в классе проставляют себе самооценки по каждому элементу в графах знать и уметь. Затем даётся контрольная или проверочная работа и учащиеся, выполнив её, вкладывают в тетрадь свою карту и сдают учителю. Проверяя работу, учитель проставляет в карте ученика оценки по каждому из элементов. Учащийся, получив назад карту, может сравнить свою самооценку с оценкой учителя. Так они проверяют умение реально оценивать свои знания. Это один из вариантов работы с картами. Другой вариант предполагает работу в парах: учащиеся спрашивают друг друга по вопросам карты. Собрав карты, учитель сравнивает самооценку, взаимооценки учащихся и выставляет свою оценку. Третий вариант – открытый зачёт. Учитель даёт вопросы по теме, учащиеся, готовясь к зачёту дома, ставят себе самооценку в карту и сдают её учителю перед зачётом.
Применение групповых и парных форм работы с технологическими картами развивает коммуникативные способности ребят, стимулирует самообразование, способствует формированию положительной самооценки. Имея полный набор технологических карт по всем темам курса, ученик получает реальную возможность учиться с опережением или самостоятельно ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Применение технологических карт в процессе обучения позволяет использовать индивидуальный подход в обучении с учётом уровня подготовки учащихся и отношения к учению; носит развивающий характер, делая ученика активным субъектом в осознанном овладении новыми элементами научного знания. Даже слабоуспевающие могут проявить максимум самостоятельности, а потому имеют реальную возможность развития.
9 класс
Карта самооценки и самоконтроля по теме «Металлы»
В результате изучения темы учащиеся должны:
№ |
знать |
оценка |
№ |
уметь |
оценка |
1 |
Положение металлов в периодической системе. |
1 |
Характеризовать металлы а) I группы А подгруппы; б)II группы А подгруппы. |
||
2 |
Особенности строения атомов металлов. |
2 |
Характеризовать АI. |
||
3 |
Общие физические свойства металлов. |
3 |
Характеризовать железо. |
||
4 |
Общие химические свойства металлов. |
4 |
Характеризовать соединения щелочных Ме, щелочноземельных Ме, алюминия, железа. |
||
5 |
Основные способы получения металлов. |
5 |
Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий. |
||
6 |
Понятия: сплав, коррозия амфотерность. |
6 |
Составлять уравнения изученных реакций. |
||
7 |
Основные свойства и применение изученных соединений металлов. |
9 класс
Карта самооценки и самоконтроля по теме «Неметаллы»
В результате изучения темы учащиеся должны:
№ |
знать |
оценка |
№ |
уметь |
оценка |
1 |
Положение неметаллов в периодической системе. |
1 |
Характеризовать в свете изученных теорий свойства: галогенов; азота; серы; фосфора; кремния; углерода. |
||
2 |
Особенности строения атомов неметаллов. |
2 |
Характеризовать свойства изученных соединений неметаллов. |
||
3 |
Общие физические свойства неметаллов. |
3 |
Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий. |
||
4 |
Общие химические свойства неметаллов. |
4 |
Составлять уравнения изученных реакций. |
||
5 |
Основные способы получения металлов. |
||||
6 |
Основные свойства и применение изученных соединений неметаллов. |
Карта самооценки и самоконтроля по теме «Органические вещества»
В результате изучения темы учащиеся должны:
№ |
знать |
оценка |
№ |
уметь |
оценка |
1 |
Причины многообразия органических веществ. |
1 |
Разъяснять причины многообразия органических веществ. |
||
2 |
Понятия: изомерия, изомеры, гомологи. |
2 |
Разъяснять причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением. |
||
3 |
Важнейшие функциональные группы органических соединений. |
3 |
Составлять изомеры для изученных веществ. |
||
4 |
Номенклатуру основных классов органических соединений. |
4 |
Называть изученные вещества по систематической номенклатуре. |
||
5 |
Строение, свойства и применение: метана этилена, ацетилена, этанола, глицерина, этаналя, уксусной кислоты. |
5 |
Составлять уравнения изученных реакций. |
||
6 |
Качественные реакции на глицерин, альдегиды, фенол, крахмал. |
6 |
Распознавать органические вещества, с помощью изученных качественных реакций. |
||
7 |
Понятие об углеводах, сложных эфирах, аминокислотах, белках. |
||||
8 |
Основные типы химических реакций в органической химии. |