12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мартьянова О.В.31 |
Методические указания и рекомендации «Применение карт самоанализа и самоконтроля»
Применение карт самоанализа и самоконтроля
Мною разработаны технологические карты или карты самоанализа и самоконтроля учащихся по основным темам курса химии. Они включают перечень необходимых знаний и умений на заключительном этапе изучения темы. Учащиеся получают карту в самом начале изучения темы. Объясняя материал, учитель обращается к этой карте, отмечает, какие вопросы разобрали и на что обратить внимание в дальнейшем. В конце урока учащиеся уже могут самостоятельно определить, что они усвоили, что ещё требует доработки дома. Так они постепенно овладевают навыками самооценки. Применение таких карт помогает основательнее подготовиться к зачёту или контрольной работе, снимает страх перед поставленными вопросами, или заданиями, снижает уровень тревожности.
Самым трудным, как отмечают учащиеся, оказывается процесс самооценки. С одной стороны ученик хочет поставить себе оценку повыше, с другой он знает по карте, что нужно знать и уметь. Но главное, высокая самооценка становиться реальностью: хочешь поставить себе «5», пожалуйста, выучи то-то и то-то, проверь себя по указанным упражнениям.
Заключительный этап работы с картой состоит в следующем. Учащиеся самостоятельно дома или в классе проставляют себе самооценки по каждому элементу в графах знать и уметь. Затем даётся контрольная или проверочная работа и учащиеся, выполнив её, вкладывают в тетрадь свою карту и сдают учителю. Проверяя работу, учитель проставляет в карте ученика оценки по каждому из элементов. Учащийся, получив назад карту, может сравнить свою самооценку с оценкой учителя. Так они проверяют умение реально оценивать свои знания. Это один из вариантов работы с картами. Другой вариант предполагает работу в парах: учащиеся спрашивают друг друга по вопросам карты. Собрав карты, учитель сравнивает самооценку, взаимооценки учащихся и выставляет свою оценку. Третий вариант – открытый зачёт. Учитель даёт вопросы по теме, учащиеся, готовясь к зачёту дома, ставят себе самооценку в карту и сдают её учителю перед зачётом.
Применение групповых и парных форм работы с технологическими картами развивает коммуникативные способности ребят, стимулирует самообразование, способствует формированию положительной самооценки. Имея полный набор технологических карт по всем темам курса, ученик получает реальную возможность учиться с опережением или самостоятельно ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Применение технологических карт в процессе обучения позволяет использовать индивидуальный подход в обучении с учётом уровня подготовки учащихся и отношения к учению; носит развивающий характер, делая ученика активным субъектом в осознанном овладении новыми элементами научного знания. Даже слабоуспевающие могут проявить максимум самостоятельности, а потому имеют реальную возможность развития.
9 класс
Карта самооценки и самоконтроля по теме «Металлы»
В результате изучения темы учащиеся должны:
№ | знать | оценка | № | уметь | оценка |
1 | Положение металлов в периодической системе. | 1 | Характеризовать металлы а) I группы А подгруппы; б)II группы А подгруппы. | ||
2 | Особенности строения атомов металлов. | 2 | Характеризовать АI. | ||
3 | Общие физические свойства металлов. | 3 | Характеризовать железо. | ||
4 | Общие химические свойства металлов. | 4 | Характеризовать соединения щелочных Ме, щелочноземельных Ме, алюминия, железа. | ||
5 | Основные способы получения металлов. | 5 | Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий. | ||
6 | Понятия: сплав, коррозия амфотерность. | 6 | Составлять уравнения изученных реакций. | ||
7 | Основные свойства и применение изученных соединений металлов. |
9 класс
Карта самооценки и самоконтроля по теме «Неметаллы»
В результате изучения темы учащиеся должны:
№ | знать | оценка | № | уметь | оценка |
1 | Положение неметаллов в периодической системе. | 1 | Характеризовать в свете изученных теорий свойства: галогенов; азота; серы; фосфора; кремния; углерода. | ||
2 | Особенности строения атомов неметаллов. | 2 | Характеризовать свойства изученных соединений неметаллов. | ||
3 | Общие физические свойства неметаллов. | 3 | Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий. | ||
4 | Общие химические свойства неметаллов. | 4 | Составлять уравнения изученных реакций. | ||
5 | Основные способы получения металлов. | ||||
6 | Основные свойства и применение изученных соединений неметаллов. |
Карта самооценки и самоконтроля по теме «Органические вещества»
В результате изучения темы учащиеся должны:
№ | знать | оценка | № | уметь | оценка |
1 | Причины многообразия органических веществ. | 1 | Разъяснять причины многообразия органических веществ. | ||
2 | Понятия: изомерия, изомеры, гомологи. | 2 | Разъяснять причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением. | ||
3 | Важнейшие функциональные группы органических соединений. | 3 | Составлять изомеры для изученных веществ. | ||
4 | Номенклатуру основных классов органических соединений. | 4 | Называть изученные вещества по систематической номенклатуре. | ||
5 | Строение, свойства и применение: метана этилена, ацетилена, этанола, глицерина, этаналя, уксусной кислоты. | 5 | Составлять уравнения изученных реакций. | ||
6 | Качественные реакции на глицерин, альдегиды, фенол, крахмал. | 6 | Распознавать органические вещества, с помощью изученных качественных реакций. | ||
7 | Понятие об углеводах, сложных эфирах, аминокислотах, белках. | ||||
8 | Основные типы химических реакций в органической химии. |