Статья «Этнокультультурное образование личности в сельской школе через урочную и внеурочную деятельность»
В последнее время возрастает проблема формирования у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к своей малой родине, к русской самобытной культуре, к народному творчеству, к искусству родного слова.
Этнографическое образование сельских школьников осуществляется посредством тесного взаимодействия с сельским музеем, в котором часто проходят классные часы, экскурсии, товарищеские встречи с гостями, уроки внеклассного чтения.
Подрастающее поколение знакомится с местными народными традициями.
Традиции и обычаи, бытующие на территории родного края, уникальны: они сформировались в результате слияний культур.
На территории Ермаковского поселения Тарского района проживает 560 человек. Жители: русские, чуваши, белорусы, черемисы – свято чтут народные традиции: вышивку полотенец и песенное искусство- частушки, казачьи песни.
Издавна повелось в Ермаковке : хранить полотенца в сундуках, и доставали их хозяйки только в особых случаях. Молодоженам обязательно дарили полотенца, которые должны были выполнять роль оберега, неся на себе религиозный оттенок как связующее звено между людьми и иным миром.
В сельском музее хранятся полотенца, представляющие вековую ценность – с 1902,1903 годов. В музее собрано 52 полотенца: это и льняные, и домотканые холщовые полотенца, вышитые крестом, ласкающие взгляд вафельные полотенца и думки, любовно выполненные рукодельницами села, русскими женщинами, деревень Ермаковка, Новоермаковка. Выполнены они в различных жанрах: вышивка гладью, болгарская вышивка, вышивка крестом. Двадцать полотенец в честь открытия сельского музея в августе 2002 года подарено музею жительницей д. Новоермаковка Филипповой Марией Николаевной, чувашкой.
Также ценится песенное искусство – частушки в Ермаковке.
В селе сочинительством частушек издавна занимались, начиная с 30-х годов XX века. Сначала частушки носили подражательный характер.
Особенно возрос интерес к частушке в 80-90 –е годы. В последнее время трудно представить себе сельские мероприятия без веселых частушек.
Результатом внеурочной деятельности является коллекция научных работ школьников: «Партизанское движение на территории родного края» (2005 г.), «Кровавое колесо репрессий» (2008 г.), «Горькая память детства..» (об узнице фашизма Г.П.Яковлевой) (2009 г.), «О составлении сборника частушек с.Ермаковка «Если душа запела» (2008 г.), «Функционирование лексики компьютерного жаргона в молодежном сленге жителей с.Ермаковка» Возрождая – сохраним! (о праздновании Николы Зимнего в селе Ермаковка Тарского района» (2013 г.).
Учащиеся школы ежегодно становятся лауреатами научно-практических конференций, участниками «Вагановских чтений». Большая роль в урочной и внеурочной деятельности отводится проектной деятельности. Так, начиная с 2007 года, учащиеся выполняют различные проекты. В 2013 году ученица 11 класса Трахачева Валентина явилась призером Всероссийского конкурса «Моя малая родина» в номинации «Культура родного края» с проектом «Полотенчатое искусство с.Ермаковка». Проект ученицы 10 класса Васильевой Татьяной «Никто не забыт, ничто не забыто!» (Книга памяти жителей Ермаковского сельского поселения) в 2010 году был отмечен на всероссийском уровне.
С 1990 – х годов наблюдается своеобразный всплеск этнического самосознания населения, увеличивается интерес к истории и культуре своего народа, своей семьи.
Школьники, являясь членами краеведческого отряда «Землята», принимают участие в областном конкурсе «Корнями дерево сильно». Так, в 2008 году ученица 8 класса Васильева Татьяна заняла 3 место.
В 2008 году в результате прошедшей фольклорной экспедиции, студенты, совместно со старшеклассниками, собрали большой материал- записали тексты старинных казачьих песен, частушек, быличек, просторечия и разговорные слова.
Этнографическое образование осуществляется и в урочное время. На уроках русского языка и литературы учащимся, особенно средних классов, предлагаются тексты из подборки газеты «Тарское Прииртышье» (очерки об односельчанах, события в родном селе) для анализа комплексного чтения.
Таким образом, занятия с обучающимися этнографией во внеурочное время способствуют расширению кругозора детей, воспитанию уважения к культуре представителей разного этноса, что в конечном итоге способствует формированию осознанной любви к своей родине, воспитанию духовно-нравственной личности.
Список использованной литературы
1. И.Я.Богуславская. Русская народная вышивка., Москва, «Искусство», 1972. - 151 с. (с. 7-32),
2. Из интервью с жительницей с. Ермаковка Гутовой К.Д.
3. Шахов В.В, Гутова К.Д. Ермаковка - частица России: историко-документальный очерк/ Тара: Полиграфический центр КАН, 2008. – 247.
4. Фотографии из архива сельского Ермаковского музея (2006 г.).