Статья «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в урочной и внеурочной деятельности»
Знания без воспитания – это
меч в руках сумасшедшего»
Д.И.Менделеев
«Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в урочной и внеурочной деятельности»
ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих»
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе передо мной, как учителем стоит задача: открыть путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Ш.А.Амонашвили говорил: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника»
Учителю начальных классов легче в том, что мы имеем возможность соединить в педагогическом процессе урок и внеурочную деятельность, для того чтобы процесс становления личности был целостным, для того чтобы на разных занятиях в одно время рассуждать, размышлять, говорить об одних и тех же ценностях.
Урок литературного чтения, работа с литературным произведением должны формировать гуманные отношения между детьми, воспитывать у них нравственные чувства.
К.Д.Ушинский говорил, что произведение может показать ту или другую сторону жизни.
«Влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении.»
Чтение и обсуждение прочитанного помогают осознать и пережить свои поступки.
Не уверена, что во многих современных семьях родители вместе с ребенком прочитывают и обмениваются мнением о прочитанном.
Значит, это должен делать учитель на уроках литературного чтения.
Ведь, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей.
А.С.Макаренко утверждал, что герои книг «должны вызывать у юных читателей положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие- уважение, третьи- любование, четвертые- радостную улыбку, пятые- заботу и нежность
Каждый классный руководитель в нашей школе ведет внеурочную деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Кружок называется «Я – гражданин»
На занятиях формируются такие ценности, как:
-ответственность, долг;
-трудолюбие;
-терпение, милосердие;
-умение управлять собой;
-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни
Строить занятия по духовно-нравственному воспитанию помогает книга Л.В.Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» /М.: Издательство РОСТ/
Пособие хорошо тем, что соответствует ФГОС НОО. Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Стараюсь в своей работе систему занятий внеурочной деятельности соотнести с содержанием уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изо. Например,
Предмет | Класс | Тема урока | Внеурочная деятельность. Кружок «Я –гражданин» |
Литературное чтение | 4 | «Как мужик убрал камень» |
|
Окружающий мир | 4 | «Мир глазами эколога» |
|
Изобразительное искусство | 4 | «Гармония жилья с природой» «Древнерусские воины – защитники» |
|
Таким образом, формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых детей.