Статья «Некоторые проблемы организации внеурочной работы в сельской школе»
Некоторые проблемы организации внеурочной работы по математике в сельской школе
Т.А. Шаламова
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Руководитель: к.п.н., доцент М.Ю. Пермякова
Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села или, во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и общество на селе не разделимы. Сельская школа отражает проблемы и ценности, присущие сельскому жителю.
Внеурочная деятельность по математике должна помогать учащимся «выйти за рамки» сельского образования, способствовать дальнейшей социализации в условиях города при получении профессионального образования.
Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность в целом и по математике в том числе, является Федеральный государственный образовательный стандарт. В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность, закреплены такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты и тд. В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Таким образом, внеурочная работа по математике занимает важное место в системе современного образования. И школа в условиях села не является исключением.
Маленькой школе в отдаленном селе иногда сложно соответствовать всем требованиям современных стандартов, в том числе и в отношении организации внеурочной работы.
Для того чтобы внеурочные занятия по математике были интересны учащимся и разнообразны по своему содержанию, полезно использовать различные технические средства обучения. Такие как интерактивная доска, документ-камера, планшеты, компьютеры, проекторы и другие. Но недостаточное финансирование школы в селе приводит к тому, что они слабо оснащены необходимыми средствами информационных технологий. Отсутствие таких средств не делает организацию внеурочной работы по математике невозможной, но делает ее однообразной и рутинной.
Математика - сложный предмет, а наглядность, которую обеспечивают технические средства обучения (графики, таблицы, диаграммы, рисунки), способствует лучшему усвоению материала.
Острая кадровая проблема также оставляет свой след на организации внеурочной работы по математике. Нехватка учителей именно математического профиля в сельской школе очень остра. Низкий уровень заработной платы, сельские условия жизни, как правило, не являются привлекательными для молодых и будущих педагогов. Часто математику в селе преподают учителя других профилей: учителя начальных классов, учителя гуманитарных направлений или даже учителя вообще без какого-либо педагогического образования. А для того чтобы правильно осуществлять внеурочную деятельность по математике у учителя должна быть соответствующая подготовка и квалификация. Невозможно показать всю многогранность математики, раскрыть все возможности применения этой науки, заинтересовать и научить, если учитель сам в полной мере не владеет знаниями, и не имеет желания эти знания передать.
Отсутствие развитой инфраструктуры в селе также не способствует организации интересной и познавательной внеурочной деятельности по математике. Посещение различных учреждений (строительные организации, банки, налоговая, бухгалтерия), чья деятельность связана с математической наукой, и изучение профессий, где нельзя обойтись без математических знаний - одно из важных направлений внеурочной работы по математике. В селе же у учителя есть возможность лишь рассказать обо всем разнообразии применения математики в жизни, но не показать.
Как уже говорилось, математика – сложный предмет. Для усвоения материала учащимся требуется, как правило, много времени. Часто времени на уроке для этого недостаточно и учителя используют внеурочные занятия для закрепления и повторения пройденного материала. К сожалению, это относится как к сельским школам, так и к городским. Так как экзамен по математике сдают все без исключения учащиеся, то некоторые учителя в ущерб внеурочным занятиям, занимаются с учениками, например, подготовкой к ЕГЭ. Таким образом, знания по математике у учеников углубляются, но математический кругозор не расширяется.
С учетом выделенных особенностей организации внеурочной работы по математике в сельской школе и требований ФГОС нового поколения считаем, что в предметном направлении эта работа должна быть направлена на создание фундамента для математического развития учащихся, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. В дальнейшем планируем предложить более конкретные формы организации внеурочной работы по математике.