Статья «Внеурочная деятельность младших школьников в сельской малокомплектной школе»
Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а ещё он приходит… за счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение внеурочной деятельности в учебный процесс.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». А если это дети, пришедшие с улицы, не видевшие дошкольного учреждения, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Всё это может дать деятельность, реализуемая в «Духовно-нравственном» направлении. Дети нашей школы не могут посещать кружки в центрах детского творчества из-за большой удалённости таковых. Поэтому с большой радостью посещают кружки,организованные в сельской начальной школе.
Для большей эффективности, а так же для определения направления внеурочной деятельности, мы, учителя беседуем с родителями учеников, о пристрастиях детей, их увлечениях, хобби, интересах, наклонностях, способностях.
Далее, отрабатывакм механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями; разрабатчваем рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности; совершенствуем методы и формы организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения; эффективно используем имеющиеся в школе учебно-методическую и материально-техническую базы, информационные ресурсы, методический потенциал; получаем возможность раскрыть свой творческий потенциал и реализовываем свои возможности; учим детей тому, чем владеем сами.
За последние 3-4 года в нашей малокомплектной сельской школе были освоены учителями и успешно проводились кружки по декоративному рисованию «Тяп – ляп», художественной вышивке «Умелые руки», занимательный мир русского языка и математики «Занимательный мир», « Чудо- шашки», «Башкирский язык».
Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования технических средств: компьютера, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото – видеокопилку.
Большая роль на кружке отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети познакомились с основами театрального искусства, кукольным театром.
Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказок. Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
• придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор;
• повышается производительность труда учителя.
Применение информационно-коммуникативных технологий во внеурочной деятельности является необходимой составляющей в работе учителя начальных классов. Важно уметь показать необычайное в простом, прекрасное в повседневном, и то, чего мы не можем показать по причине его удалённости от нас. Шедевры культуры, музеи, исторические документы, отдалённые природные и художественные сюжеты и так далее. Уже потом, приобретённые навыки они закрепляют дома, работая с компьютером.
Ещё один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Она ориентирована на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким. Я считаю, что его место в комплексе воспитательной работы, где нет строгих временных ограничений. И при правильной организации внеурочного времени детей можно достичь определённых результатов. Например, призовые места в различных номинациях в ежегодно проводимом районном конкурсе «Первые шаги в исследовательскую деятельность».
Как важно заинтересовать ребёнка воспитательной проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Также ребёнку необходимо показать результат своей работы, свои достижения родителям. Это участие в КВНах, викторинах, выставках, конкурсах, праздниках. Только тогда они получают истинное удовлетворение
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.
Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:
- повысить уровень профессионализма,
- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,
- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,
- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии
- стимулируют у учащихся процесс познания нового,
- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,
- порождают стремление к самостоятельной деятельности,
- формируют устойчивое внимание к предмету.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся стал портфолио, поэтому возросла мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаний, умений, навыков; развитие самостоятельности и активности в оценке деятельности обучающихся.
Результаты анкетирования показали, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями. Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок в школе имел возможность заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Интересное дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого – вот в чём смысл нашей внеурочной деятельности.
Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.
Главное – это искры радости познания в глазах детей.
Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.