Статья «Внеурочная деятельность в поликультурной образовательной среде в условиях сельской школы»

1
0
Материал опубликован 2 January 2019 в группе

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования толерантности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях многонациональной России. Важным условием воспитания толерантной личности является создание воспитательной среды с учетом особенностей возраста, форм и методов в поликультурной среде в условиях сельской школы.

Ключевые слова: толерантность, коммуникативная компетентность, поликультурная образовательная среда, внеурочная деятельность

Одним из ценностно-целевых ориентиров системы начального образования Российской Федерации является поликультурное воспитание и развитие младших школьников. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированным на обеспечение становления российской гражданской идентичности, на воспитание у подрастающего поколения приверженности к духовным и культурным традициям и ценностям многонационального народа России, на формирование умения жить и продуктивно трудиться в режиме диалога культур, умения взаимодействовать с представителями иных этносов, верований. В соответствии с ФГОС НОО поликультурное воспитание и развитие младших школьников осуществляется в первую очередь в процессе внеурочной деятельности, которая регламентируется базисным учебным планом и другими нормативными документами и локальными актами. Понятие «внеурочная» ориентирует на инновационные формы, способы организации педагогического процесса, отличные от традиционной классической формы обучения и воспитания. Одной из особенностей организации внеурочной деятельности становится уход от «мероприятийного» подхода в сторону создания воспитывающей среды, воспитательного пространства, механизмом организации которого является событие – активное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Современными требованиями к организации внеурочной деятельности в начальной школе на первый план выносится достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Педагогические условия развития социальной компетентности младших школьников в поликультурной образовательной среде:

педагогическая поддержка младших школьников в осмыслении жизненных перспектив. Индивидуальная помощь на начальном этапе решения социальных проблем в процессе взаимодействия с разными субъектами социального взаимодействия;

опора на педагогические традиции народов мордвы: изучение национальных традиций, включение их в содержание и в процесс поликультурного воспитания. Личностные достижения школьников при включении их в интерактивную деятельность.

применение методов и форм для освоения универсальных, одинаковых для любого этноса, способов познания окружающей действительности, диалога разных культур на эмоциональном уровне.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития обучающегося, становления его как личности, что обусловливает приоритет личностных результатов образования. Достижение поставленной цели обеспечивается посредством развития интересов, склонностей, способностей школьников в свободное от урочной деятельности время. Вместе с тем достижение личностных, метапредметных и предметных результатов осуществляется в целостном педагогическом процессе. Указанные результаты выступают как единый ориентир для всех видов деятельности обучающегося, что повышает значимость принципа интеграции урочной и внеурочной деятельности. Поэтому одной из первых составляющих программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО должна выступать интеграция учебной и внеурочной деятельности.

В связи с тем, что Россия – многонациональная страна (в ней проживает более 160 национальностей), а система образования является поликультурной и многоязычной, встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования. Отсюда вытекает

педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы образовательной организации, которая бы учитывала не только фундаментальные общероссийские традиции воспитания подрастающего поколения, но и этнокультурные ценности.

настоящее время, когда в мире начался процесс сближения стран и народов, произошла огромная миграция населения. Потребовалось сменить ценностные ориентации, переориентироваться с монокультурного образования на поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру.

Поликультурное воспитание включает в себя все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных ценностей, что способствует развитию всесторонне развитой нравственной личности.

Современный этап общественного развития наглядно показал, что народная культура составляет важную часть содержания поликультурного образовательного процесса.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей сельской школы к национальному языку и национальной культуре отвечает

современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Каждый народ, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды, свою историю, внёс в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа. В словах старой мордовской песни воплощена народная мудрость, осознание того, что традиция, обычай – основа жизни.

Без обычаев на земле не проживёшь,

Без обычаев на земле жить не будешь.

Вся жизнь людьми делается,

Все обычаи людьми устанавливаются…

Мордовская песня.

Мордовский народ, пройдя многовековой исторический путь, сумел сохранить свою самобытность, традиции и обычаи, пронизанные идеями гуманизма и уважением

культурам других народов. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа.

Симбирско-Ульяновский край исторически складывался как полиэтнический регион. Взаимодействие народов осуществлялось на основе диалога, который затронул все стороны культуры: быт и нравы, фольклор, материальное производство и религию. Культура межнационального общения и сегодня выступает в качестве важнейшей характеристики целостной личности.

Инновации в содержании образования поставили передо мной, учителем сельской школы, как и перед каждым учителем, важные проблемы:

  1. Как вовлечь ребенка в активный процесс изучения родного языка?

  1. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?

 

Именно этим вопросам уделяется особое внимание в МОУ средней школы с. Кивать им. д.т.н. А.И. Фионова. Недаром школа признана центром возрождения, сохранения и развития культуры, традиций и обрядов мордовского народа. В школе созданы условия для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают изучать родной эрзянский язык. В начальных классах много внимания уделяет проблеме формирования поликультурной компетентности. Деятельность педагога влилась в программу РИП «Формирование гражданственности и патриотизма сельских школьников на основе этнокультурных традиций мордовского народа», реализуемую педагогическим коллективом школы.

Учитель формирует интерес к родному языку благодаря творческой организации внеурочной деятельности. Педагог в своей деятельности, не нарушая целостность курса родного языка, формирует интерес учащихся к изучению родного языка во внеурочной деятельности через использование информационных технологий.

Под руководством учителя ученики активно занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Изучая быт села, ребята вовлекаются в краеведческую работу, выполняют проекты, видеоролики и презентации, участвуют в краеведческих конференциях. Учащиеся собирают материал об известных людях села, фамилиях, традициях и обычаях мордовского народа, национальной кухне, названий улиц, полей, оврагов, родников, а так же частушки, народные песни и др.

Ребята заинтересованы в выборе темы – выбирают то, что трогает их сердца. Весь материал оформляется в виде альбомов и передаётся в школьный краеведческий музей. Очень важно, что эта кропотливая работа приносит свой, пусть небольшой, но результат. С исследовательскими работами дети принимают участие в региональных и всероссийских конкурсах. В современном обществе умение выступать перед аудиторией – один из важных навыков, делающих человека успешным. И этому не только можно, но и нужно учить. Работая в проблемном поле данной тематики, учитель проявляет заинтересованность в изучении, сохранении и популяризации культурно-исторических традиций мордовского народа. Педагог организует работу, в которую включает участников образовательного процесса, родителей, настоятеля, председателя Приходского совета, протоирея храма в честь иконы Казанской Божией Матери Александра Нуштаева, работников социальной сферы, жителей села.

Одни дети хорошо рисуют, вторые – сочиняют, третьи – поют, четвёртые – работают с компьютером и т.др. Для каждого ребёнка на занятиях внеурочной деятельности найдётся достойная роль, достойный вклад в общий проект по теме «Храни, мой друг, родную речь, чтоб на Земле себя, сберечь». Дети осознают свои сильные стороны, а значит, развиваются как личности.

Педагог использует во внеурочной деятельности различные виды творческих работ и заданий. Практикует синквейны – форма свободного творчества. Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. Написание синквейна – это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, высказывать его и делать выводы. Процесс написания синквейна позволяет учителю сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Одним из способов достижения цели во внеурочной деятельности является использование методики работы с лэпбуком. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, исследовательская работа,

процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке материала, систематизирует знания. Ну и наконец, это просто интересный вид совместной деятельности учителей – детей – родителей.

Учитель во внеурочной деятельности в поликультурном образовательном пространстве в условиях сельской школы воспитывает в детях нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа, соединяет историю с современностью, жизнь предков – с нашей жизнью, воспитывает гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю. Педагог стремится научить детей понимать мир, в котором они живут, осознать свою роль и значимость в этом мире, подготовить своих воспитанников к решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, к самоопределению и саморазвитию в изменяющемся обществе. Внеурочная деятельность в поликультурной образовательной среде в условиях сельской школы является одним из помощников в этом важном деле.

 

Список литературы:

Григорьев Д.В. и др. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пос. для учителя. М., 2010.

Ильинская И.П. Поликультурная среда как фактор становления личности младшего школьника // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 3.

Дергунова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы.

Ахметвалиева П.B. Место и роль сельской школы в духовно-практическом развитии молодого поколения: учеб. пособие. Уфа: БИТО, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации