12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Широкова647
Россия, Ставропольский край, Невинномысск
8

Урок «Этот удивительный человек и писатель»



Урок литературы по биографии А.П.Чехова

Тема: Этот удивительный человек и писатель.

Цель: Познакомиться с биографией А.П.Чехова и сформировать интерес к изучению его произведений.

План занятия:

  1. Оргмомент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Освоение темы

  4. Первичное закрепление

  5. Вторичное закрепление

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание

Ход занятия:

  1.  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами об очень интересном и талантливом человеке. О ком – догадайтесь сами. (слайд 1)

  2. Сейчас вам предстоит по описанию предположить название рассказа и ответы записать в таблицу. (слайд 2 - 8)

А) По фрагменту предположите название рассказа

  • Странный это был тип. Даже в солнечную погоду он ходил с зонтиком и в калошах. И все вещи, которые у него были, тоже находились в чехлах и чехольчиках. Дома он тоже жил, как в футляре, за закрытыми окнами и дверями. Когда ложился спать, прятался под одеяло с головой. Служанку себе в наём не брал, боялся, чтобы плохо о нём не подумали. Готовил и убирал у него вечно пьяный повар.

    Б) По описанию предположите название рассказа

  • Пусть размер этого рассказа и невелик, произведение содержит важную мысль: твои пороки так или иначе погубят тебя. Егора, не гнушавшегося выпивки, насильно поженили на нелюбимой женщине, а жадность Пелагеи отняла у неё надежду на счастливую супружескую жизнь, пусть с бедным, но с любимым человеком. Важно думать в нужный момент о последствиях поступков и рассматривать разные варианты развития действий.

    В) По фрагменту предположите название рассказа

  • Урядник Очумелов и городовой Елдырин проходят торговую площадь, обходя территорию. Проходя, они слышат возмущенные крики и жалостный визг собаки, видят нетрезвого мужчину, бегущего за бедной собакой и кричащего какие-то ругательства в ее адрес. Этим мужчиной был Хрюкин, безбедный мастер по золоту на все руки. Хрюкин схватил собачонку за задние лапы, в этот момент уже огромная толпа собралась вокруг них, наблюдая происходящее. Мужчина показывает всей толпе искровавленный палец, указывая на щенка, виновника травмы. Хрюкин хочет чтобы ему выплатили штраф, но люди объясняют, что это он виноват, так как издевался над бедным животным, вот и поплатился.

    Г) По описанию предположите название рассказа

  • Во время своего путешествия автор записывал истории, которые слышал от простого народа, волею случая оказавшегося в тех нечеловеческих условиях. Некоторые из каторжан попали на остров не из-за своего преступного склада характера или намеренного причинения зла людям, а по сложившимся обстоятельствам, в которых нельзя было поступить по-другому. Особенно ярко это прослеживается в одной главе "Рассказы Егорки". В ней Чехов подробно расписывает историю жизни одного из ссыльных, которую он слышит из первых уст.

    Д) По фрагменту предположите название рассказа

  • Ваньке было девять лет, когда его отдали учиться сапожному делу. В предпраздничный вечер Ванька спать не лег. Он дождался, когда хозяева и уйдут в церковь на ночное богослужение, взял с полки хозяина чернила и перо, достал скомканный лист бумаги. Первая буква долго не давалась Ваньке из-за боязни, что хозяева могут войти. Стоя на коленях возле лавки он разложил бумагу и начал писать письмо.

Ответы:

  • Человек в футляре

  • Егерь

  • Хамелеон

  • Остров Сахалин

  • Ванька

    - Верно. Мы сегодня будем говорить об Антоне Павловиче Чехове.

3. Освоение темы.

 Задание №2. Ознакомьтесь с биографической справкой и в конспективной форме составьте план рассказа о писателе. (слайд №9) Несколько ответов мы заслушаем.

А) Немного о писателе (слайд №10)

  • Великий, талантливый русский писатель Антон Павлович Чехов, годы жизни 1860-1904. Блестящий драматург, академик и врач по профессии.

  • Главным в творчестве Антона Павловича стало то, что многие его произведения стали великой классикой мировой литературы. А его пьесы играют в театрах всего мира.

    Б) Детство (слайд №11)

  • Родился будущий драматург в городе Таганроге в семье купца 17 (29) января 1860 года. С ранних лет Антон вместе с братьями был помощником своему отцу в его лавке. В детстве Чехов любил петь в церковном хоре, на церковных праздниках.

  • Обучался маленький Чехов в греческой школе гимназии, туда он поступил в 1868 году в подготовительный класс. Затем Антон Павлович продолжил своё обучение уже на медицинском поприще.

  • Поступив в университет Москвы на медицинский факультет, Чехов окончил его в 1884 году. После того занимался врачебной практикой. В течение всего обучения Чехову пришлось всячески подрабатывать: в качестве репетитора, сотрудничал с журналами и писал краткие юморески.

    В) Литературный путь (слайд №12)

  • На первом курсе института Чехов дебютировал в печати. Тогда юный писатель послал в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
    В 1884 году были изданы рассказы Антона Павловича в книге «Сказки Мельпомены». Именно произведения Л.Н. Толстого оказали значительное влияние на творчество молодого писателя Чехова в том периоде его творчества.

  • Затем биография Чехова продолжается долгим путешествием на Сахалин, продлившемся с апреля по декабрь 1890г.

  • Там писатель занимался изучением жизни ссыльных. Такие произведения Чехова как «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
    Антон Павлович никогда не считал себя детским писателем. Но и для детей у него тоже было написано несколько произведений таких как: «Каштанка» и «Белолобый» — «две сказки из собачьей жизни», — так выразился сам писатель в письме к издателю.

    Г) Поздние годы (слайд №13)

  • После покупки в 1892 году имения в селе Мелихово. С 1892 по 1899 годы Чехов осуществляет общественную деятельность и помогает людям. В это же время были написаны такие произведения, как: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка пьесы «Чайка» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова как драматурга.

    Д) Финал жизни (слайд №14)

  • Затем из-за туберкулеза Антон Чехов вынужден переехать в Ялту, где его посещают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.
    В 1899-1902, а также 1903 годах сочинения Чехова выходят двумя томами.
    В связи с обострившейся болезнью писатель едет в Германию для прохождения лечения, там он умирает 2 (15) июля 1904 года.

    Е) Некоторые факты (слайд №15)

  • У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.
    В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
    Супругой драматурга Чехова стала артистка театра Ольга Леонардовна Книппер. Она пережила его на 55 лет. По завещанию после смерти мужа Ольга Леонардовна получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей.
    Чехов любил собак, поэтому завёл себе двух породы такса, их он наградил необычными именами — Бром Исаевич и Хина Марковна.

    4.Первичное закрепление проходит в форме заслушивания устных ответов.

    5.Вторичное закрепление – работа в группе.

    Задание №3. На основе подсказок составьте кроссворд «Интересно о Чехове»

    (слайды №16-20)

    1. Дебют Чехова в печати состоялся 24 декабря 1879 года. Тогда в журнал «Стрекоза» попал его рассказ «Письмо к ученому соседу». За это произведение ему заплатили гонорар в размере 5 копеек за одну строку. А незадолго до смерти в 1904 году издательство «Знание» предложило Чехову аж 5000 рублей за пьесу «Вишневый сад».

    2. Первый памятник Чехову был установлен в 1908 году в Германии (г. Бадельвейдер). Именно там и умер знаменитый писатель. Но к сожалению памятник не дожил до наших дней, так как он был переплавлен на военном заводе еще во время Первой Мировой войны.

    3. Произведения Чехова были экранизированы более 200 раз, причем не только в России, но и за рубежом. Это делает Чехова лидером по количество экранизаций произведений русских классиков, кроме того он входит в тройку самых экранизируемых классиков мировой литературы. Туда же входят такие знаменитые писатели как Уильям Шекспир и Чарльз Диккенс.

    4. Многие знают Чехова как знаменитого писателя, но он был еще и врачом, и за свою практику вылечил многих людей. После того, как он окончил мед. институт, он сразу же повесил на двери своего дома табличку «Доктор А.П. Чехов». Но со временем Чехов начинает терять интерес к медицинской практике, так как она его начинает тяготить. А в 1892 году он вовсе перестает заниматься медициной.

    5. Как и многие писатели, у Чехова были псевдонимы. Но за всю жизнь у Чехова накопилось несколько десятков различных псевдонимов, некоторые он и сам впоследствии не мог вспомнить. По его словам, псевдонимы он использовал с той целью, чтобы заинтриговать читателя, т.е. чтобы читатель сам поразмышлял, чьему перу может принадлежать это произведение. Вот несколько знаменитых псевдонимов А.П. Чехова: Антоша Чехонте, Анче, А. Чехонте, Г. Балдастов, Врач без пациента, Брат моего брата, Гайка №6, Гайка №9, Лаэрт, Рувер, Крапива, Шампанский, Человек без селезенки, Дяденька, Дон Антонио Чехонте, Ц., Грач и множество других псевдонимов.

  • 6. Одно из любимейших хобби Антона Чехова было коллекционирование почтовых марок (филателия). Он покупал марки там, где только можно, а зачастую просто отклеивал марки с конвертов с письмами, которые приходили ему.

  • 7. Также чехов любил находить интересные и смешные фамилии у реальных людей в реальной жизни. Впоследствии эти фамилии он частенько использовал в своих произведениях. Например, в произведении «Человек в футляре» была использована реально существующая фамилия Чимша-Гималайский. Также часто в его произведениях можно было услышать такие фамилии как Зевуля, Свинчутка, Трахтенбауэр и др. Все эти фамилии он тоже встречал у реальных людей.

    8. То, что писателям устанавливают памятники — это нормально, Чехов не исключение. В его честь было воздвигнуто множество памятников, но он пошел дальше (точнее не он). В некоторых городах можно встретить памятники персонажам его произведений. Например в Таганроге (Родном городе Чехова) был установлен памятник «Человек в футляре», а памятник «Каштанка» был установлен в Челябинске.

    9. В честь Чехова был назван город в Московской области, кратер на Меркурии, астероид и даже издательство в Нью-Йорке.

    10. Чехов был в прекрасных дружеских отношениях с великим композитором П.И. Чайковским и даже посвятил ему произведение «Хмурое утро». Позже они планировали даже написать совместную оперу по произведению М.Ю. Лермонтова «Бэла», но этого так и не случилось.

    11. У Чехова была также крепкая дружба с Максимом Горьким. Если бы не Чехов, то возможно свет бы не увидел знаменитую пьесу Горького «На дне». После прочтения первых томиков с рассказами, Чехов настоял, чтобы Горький попробовал себя в драматургии. И не зря.

    12. Чехов завещал практически все свое имущество своей сестре Марии Павловне. А точнее он завещал сестре дачу в Ялте (стоимость дачи на тот момент составляла 50000 рублей), весь доход со всех его драматических произведений и конечно же деньги. Жене Ольгеи братьям досталось гораздо меньше, хотя на заседании окружного суда в 1905 году вдова и братья Чехова отказались от своей доли наследства в пользу Марии.

    13. У Чехова было очень много поклонниц. Сам Антон Павлович, шутя, называл их «Антоновками».

    14. Во время путешествия по Европе Чехов заезжал в Монте-Карло, где успешно проиграл в рулетку 900 франков. Сам он потом писал по этому поводу: «Лично я доволен собой. По крайней мере я могу теперь говорить своим внукам, что я в рулетку играл и знаком с тем чувством, какое возбуждается этой игрою.»

    15. Портрет, написанный художником Иосифом Бразом считается самым известным портретом Чехова (В начале данного поста). Его также можно встретить в каждом учебнике литературы, в каждой книге, где есть что-то про Чехова. Этот портрет является эталонным. Но интересным фактом является то, что самому Чехову этот портрет очень не нравился и он сам про него говорил: «...Портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое, и нет чего-то моего»" или такая цитата «Мне противен Бразовский портрет».

    6. Представление работ и рефлексия.

    * Заинтересовал ли нас Чехов-человек и Чехов-писатель?

    * Прониклись ли мы духом Творчества А.П.Чехова?

    * Хочется ли нам прочесть больше его произведений?

    7. Домашнее задание. (слайд №21)

  • Опираясь на свой читательский опыт и полученные знания, напишите письмо А.П.Чехову. Расскажите в нем о знакомстве с творчеством писателя, о том, кто из героев вам понравился, что вас привлекло в его рассказах и т.д.

  • /data/files/h1514113366.pptx (к уроку изучения биографии А.П.Чехова)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Киселева Наталия Геннадиевна, 07.01.18 в 23:05 0Ответить Пожаловаться
Мне понравились задания.
Легоцкая Вера Сергеевна, 23.02.18 в 09:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга, полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.