ФАООП Рабочая программа
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Нормативно – правовые документы
Рабочая общеобразовательная программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации № 1026 от 24 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предметной области "Язык и речевая практика" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2)
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося, воспитанника оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся, воспитанников.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся, воспитанником программы по 2-му варианту АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, программа направлена на формирование двух групп результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП
Личностные результаты освоения АООП включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП
Планируемые результаты освоения предмета "Речь и альтернативная коммуникация" предметной области “Язык и речевая практика”
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР направлена на формирование готовности у обучающихся, воспитанников к овладению содержанием АООП (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку обучающегося, воспитанника к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагогического работника;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация"
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, птицы).
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
"Речь и альтернативная коммуникация"
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, тетрадями.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
- мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму:
- узнавание и различение образов графем (букв).
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
- начальные навыки чтения и письма.
Личностные результаты освоения АООП
Личностные результаты освоения АООП включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
"Речь и альтернативная коммуникация"
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, тетрадями.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
- мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму:
- узнавание и различение образов графем (букв).
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
- начальные навыки чтения и письма.
Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью(вариант 2) и включает следующие задачи:
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
-направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
-умение выполнять инструкции педагога;
-использование по назначению учебных материалов;
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
-в течении определённого периода времени;
-от начала – до конца;
-с заданными качественными параметрами.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий и т. Д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаюся в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
68 часа в год, 2 часа в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
| | I четверть- 16 часов | |
1 | | Обследование общего развития обучающегося | 1 |
| | Коммуникация с использованием вербальных средств | |
2 | | Приветствие собеседника звуком. | 1 |
3 | | Приветствие собеседника словом (Привет). | 1 |
4 | | Приветствие собеседника словом (Здравствуй). | 1 |
5 | | Приветствие собеседника предложением. | 2 |
6 | | Приветствие собеседника предложением. | |
7 | | Выражение согласия («Да»). | 1 |
8 | | Выражение несогласия («Нет»). | 1 |
9 | | Выражение благодарности словом. | 2 |
10 | | Выражение благодарности словом. | |
11 | | Выражение благодарности предложением. | 2 |
12 | | Выражение благодарности предложением. | |
13 | | Поддержание зрительного контакта с собеседником. | 2 |
14 | | Поддержание зрительного контакта с собеседником. | |
15 | | Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. | 2 |
16 | | Соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. | |
| | II четверть – 16 часов | |
1 | | Ответы на вопросы словом. | 2 |
2 | | Ответы на вопросы словом. | |
3 | | Ответы на вопросы предложением. | 2 |
4 | | Ответы на вопросы предложением. | |
5 | | Прощание с собеседником словом. | 2 |
6 | | Прощание с собеседником словом. | |
7 | | Поддержание беседы с собеседником. | 2 |
8 | | Поддержание беседы с собеседником. | |
9 | | Коммуникация с использованием невербальных средств Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. | 2 |
10 | | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. | |
11 | | Выражение мимикой согласия. | 2 |
12 | | Выражение мимикой согласия. | |
13 | | Выражение мимикой несогласия. | 2 |
14 | | Выражение мимикой несогласия. | |
15 | | Выражение жестом согласия. | 1 |
16 | | Выражение жестом несогласия. | 1 |
| | III четверть- 22 часа | |
1 | | Ответы на вопросы. | 2 |
2 | | Ответы на вопросы. | |
3 | | Задавание вопросов. | 2 |
4 | | Задавание вопросов. | |
| | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь | |
5 | | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). | 1 |
6 | | Понимание простых по звуковому составу слов (Тетя, дядя). | 1 |
7 | | Реагирование на свое собственное имя. | 1 |
8 | | Узнавание (различение) имен членов семьи. | 1 |
9 | | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда). | 2 |
10 | | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда). | |
11 | | Понимание слов, обозначающих предмет (мебель). | 2 |
12 | | Понимание слов, обозначающих предмет (мебель). | |
13 | | Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки). | 2 |
14 | | Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки). | |
15 | | Понимание слов, обозначающих предмет (одежда). | 2 |
16 | | Понимание слов, обозначающих предмет (одежда). | |
17 | | Понимание слов, обозначающих предмет (обувь). | 2 |
18 | | Понимание слов, обозначающих предмет (обувь). | |
19 | | Понимание слов, обозначающих предмет (животные). | 1 |
20 | | Понимание слов, обозначающих предмет (животные). | 1 |
21 | | Понимание слов, обозначающих предмет (овощи). | 1 |
22 | | Понимание слов, обозначающих предмет (овощи). | 1 |
| | IV четверть- 14 часов | |
1 | | Понимание слов, обозначающих предмет (фрукты). | 1 |
2 | | Понимание слов, обозначающих предмет (фрукты). | 1 |
3 | | Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности). | 1 |
4 | | Понимание слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности). | 1 |
5 | | Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть). | 2 |
6 | | Понимание слов, обозначающих действия предмета (сидеть, стоять). | |
| | Чтение и письмо. Глобальное чтение | |
7 | | Узнавание образов букв. | 2 |
8 | | Узнавание образов букв. | |
9 | | Различение образов букв. | 2 |
10 | | Различение образов букв. | |
11 | | Узнавание звука в слове. | 2 |
12 | | Узнавание звука в слоге. | |
13 | | Соотнесение звука с буквой У. | 1 |
14 | | Соотнесение звука с буквой А. | 1 |