Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» (5 класс, АООП, вариант 1)
Рабочая программа
учебного предмета «Природоведение»
5 класс
(адаптированная основная общеобразовательная программа, вариант 1)
Разработана Нетесовой Л.В.
учителем географии
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, (приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 года №1599), программы по природоведению В.В.Воронковой, Л.В.Кмытюк, Т.В.Шевырёвой для обучающихся 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ: Сб. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, допущенной Министерством образования Российской Федерации 2012год.
Предмет «Природоведение» является составной часть образовательной области «Естествознание» обязательной части учебного плана и изучается в 5 классе. Учебный предмет ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами учебного предмета «Природоведение» являются:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
При знакомстве с окружающим миром у обучающихся с легкой умственной отсталостью формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд) и опираться при изучении всех тем курса (особенно таких, как «Растительный и животный мир Земли» и «Человек»).
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов.
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учащиеся знакомятся с названиями планет, но при этом полное воспроизведение этих названий не является обязательным.
В разделе «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли (атмосфера, литосфера и гидросфера), основные свойства воздуха, воды, полезные ископаемые и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При изучении этого раздела уместно осуществляется опора на знания учащихся о своем родном крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями осуществляется опора на личный опыт учащихся, воспитывается экологическая культура, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение учебного предмета «Природоведение» в 5 классе 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП (вариант 1) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами по природоведению: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Содержание учебного предмета
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки
Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
Наш посёлок.
Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Тематическое планирование
5 класс
Тема урока | Кол-во часов |
Раздел 1. Вселенная | 4 |
Урок 1. Небесные тела: планеты, звёзды. | 1 |
Урок 2. Солнце. Солнечная система. | 1 |
Урок 3. Исследование космоса. | 1 |
Урок 4. Обобщение. | 1 |
Раздел 2. Наш дом - Земля | 14 |
Урок 5. Планета Земля. | 1 |
Урок 6. Воздух. | 1 |
Урок 7. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 |
Урок 8. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. | 1 |
Урок 9. Поверхность суши. Горы. | 1 |
Урок10. Почва. | 1 |
Урок11. Полезные ископаемые. | 1 |
Урок12. Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. | 1 |
Урок13.Свойства воды. | 1 |
Урок14.Вода в природе. | 1 |
Урок15.Воды суши: ручьи, реки. | 1 |
Урок16.Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения. | 1 |
Урок17.Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 1 |
Урок18.Обобщение. | 1 |
Раздел 3. Растительный мир Земли | 13 |
Урок19. Разнообразие растительного мира. | 1 |
Урок 20.Среда обитания растений. | 1 |
Урок 21.Части растения. | 1 |
Урок 22.Деревья, кустарники, травы. | 1 |
Урок 23.Лиственные деревья. | 1 |
Урок 24.Хвойные деревья. | 1 |
Урок 25.Дикорастущие и культурные кустарники. | 1 |
Урок 26.Травы. | 1 |
Урок 27.Декоративные растения. | 1 |
Урок 28.Лекарственные растения. | 1 |
Урок 29.Комнатные растения. | 1 |
Урок 30.Охрана растений. | 1 |
Урок 31.Обобщение. | 1 |
Раздел 4. Животный мир Земли | 14 |
Урок 32.Разнообразие животного мира. | 1 |
Урок 33.Среда обитания животных. | 1 |
Урок 34.Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. | 1 |
Урок 35.Насекомые. | 1 |
Урок 36.Птицы. | 1 |
Урок 37.Звери. | 1 |
Урок 38.Животные рядом с человеком. | 1 |
Урок 39.Уход за животными в живом уголке. | 1 |
Урок 40.Певчие птицы. | 1 |
Урок 41.Аквариумные рыбки. | 1 |
Урок 42.Собакаи. | 1 |
Урок 43.Домашние кошки. | 1 |
Урок 44.Охрана животных. | 1 |
Урок 45.Обобщение. | 1 |
Раздел 5. Человек | 9 |
Урок 46.Как устроен наш организм. | 1 |
Урок 47.Как работает наш организм. | 1 |
Урок 48.Здоровье человека. | 1 |
Урок 49.Осанка. | 1 |
Урок 50.Органы чувств. | 1 |
Урок 51.Здоровое питание. | 1 |
Урок 52.Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | 1 |
Урок 53.Оказание первой медицинской помощи. | 1 |
Урок 54.Обобщение. | 1 |
Раздел 6. Есть на Земле страна Россия | 14 |
Урок 55.Россия-Родина моя. | 1 |
Урок 56.Население и народы России. | 1 |
Урок 57.Москва-столица России. | 1 |
Урок 58.Санкт-Петербург. | 1 |
Урок 59.Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 |
Урок 60.Города России. Новосибирск, Владивосток. | 1 |
Урок 61.Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. | 1 |
Урок 62.Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. | 1 |
Урок 63.Растительный мир России. | 1 |
Урок 64.Животный мир России. | 1 |
Урок 65.Охрана природы. Заповедники и заказники. | 1 |
Урок 66.Наш город (село, деревня). | 1 |
Урок 67.Обобщение. | 1 |
Урок 68.Итоговый урок. | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Коллекция полезных ископаемых
Видеоуроки по оболочкам Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера
Учебное оборудование школьного кабинета географии
Атласы по физической географии Росс и мира
Глобус
Макет Солнечной системы
Литература
Природоведение. 5 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: «Просвещение», 2014 г.
О.А.Хлебосолова, Г.Ю.Ерошина. Природоведение в 5 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида – М.: Владос, 2004 г.
Атлас школьника «Мир и человек»
Головкин Б.Н., Минин А.А. Атлас.Чудеса живой природы – М.: ООО Издательство «Росмэн-Пресс», 2001 г.
Комплект картин «Растительный и животный мир Земли».