Рабочая программа АООП по математики в 3 классе (интеллектуальные нарушения)
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся (для -использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи...»;
-осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные, птицы)
-классифицировать предметы по словесной инструкции;
-использовать в своей речи знакомые слова;
-строить предложения с предлогами «в», «над», «под», выражающими пространственные отношения предметов;
-составлять по сюжетным картинкам предложения из трех слов (мальчик читает книгу);
-передавать содержание простейших сказок по вопросам учителя и с использованием иллюстраций;
Предметные:
-Свое имя, фамилию, имя учителя;
-названия дней недели, времен года;
-названия (показывать) предметов, их частей; характеризовать (делать выбор, показывать) их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу);
Метапредметные:
Обучающиеся учатся повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть своё имя и фамилию, называть имя и отчество учителя, называть имя и отчество родителей; называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы и желания.
- называть и показывать части тела; называть предметы находящиеся в классе; называть и применять слова : здравствуйте, до свидания, спасибо, извините,; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти (выйти)», «Можно идти», «Можно сесть» и т. п.
Отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает? Осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда, овощи, фрукты) по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Упражнения по построении предложений из 3 слов по картинкам.
Краткие беседы о назначении предметов обихода. Учатся строить фразы, характеризующие действия учителя и обучающихся
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» (17 ЧАСОВ)
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение)лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека.
Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года.
Особенности
Ознакомление с окружающим происходит двумя путями: на занятиях
(организованные формы ознакомления с окружающим) и вне занятий (на прогулках,
в повседневной бытовой жизни).
В ходе ознакомления с окружающим имеются большие возможности
расширить и уточнить представления маленького умственно отсталого ребенка о
том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать объектом его
внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определяют условия деятельности.
На 1-ом году обучения в содержание работы входит пробуждение и развитие у
детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В целом в
этот период идет накопление представлений об отдельных объектах и явлениях
природы, при этом задачи ограничиваются узнаванием, различением, называнием
некоторых конкретных растений; животных в наглядных фактах и явлениях. Этообъекты природы из ближайшего окружения детей.
«Временные представления»
Представление о частях суток. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде
текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь).
«Объекты неживой природы»
Представление о почве. Представление о воде. Представление о воздухе.
Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме.
Представление о лесе. Представление о формах земной поверхности. Представление
о значении объектов природы в жизни человека.
«Животный мир»
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова,
лошадь, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь).
Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка,).
Представление о зимующих птицах (голубь, ворона, воробей,). Представление о
значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Практ. работы |
Формы контроля |
Лабораторные и практические работы (их виды), контрольные работы (их виды), уроки развития речи. Творческие и практические работы, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении. |
контрольные работы |
|||||
1 |
Растительный мир.
|
4 |
1 |
1 |
- |
2 |
Животный мир.
|
4 |
1 |
1 |
- |
3 |
Объекты природы.
|
5 |
1 |
1 |
- |
4 |
Временные представления.
|
4 |
1 |
1 |
экскурсия |
|
Итого |
17 |
4 |
4 |
|
Распределение учебного времени в течении учебного года
Четверть |
Количество недель в четверти |
Количество часов в неделю |
Количество часов в четверти |
Контрольные работы |
I четверть |
8 |
0,5 |
4 |
- |
II четверть |
8 |
0,5 |
4 |
1 |
III четверть |
10 |
0,5 |
5 |
1 |
IV четверть |
8 |
0,5 |
4 |
1 |
Итого в год |
34 |
|
17 |
3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
|
план |
факт |
|
Растительный мир (4 ч.)
|
|||
1 |
|
|
Наблюдение засезонными изменениями в природе (Осень) |
2 |
|
|
Признаки осени. Осенние месяцы. |
3 |
|
|
Время суток: день, ночь. |
4 |
|
|
Практическая работа. |
Животный мир (4ч.) |
|||
5 |
|
|
Знакомство с домашними животными: кошка, собака. |
6 |
|
|
Знакомство с домашними животными: корова, лошадь. |
7 |
|
|
Знакомство с дикими животными: лиса, медведь, волк. |
8 |
|
|
Практическая работа. |
Объекты природы (5ч.) |
|||
9 |
|
|
Объекты неживой природы:звёзды. |
10 |
|
|
Знакомство с объектами неживой природы: почва. |
11 |
|
|
Знакомство с неживой природы: водоём. |
12 |
|
|
Объекты неживой природы: дождь и радуга. |
13 |
|
|
Обобщающий урок. |
Временные представления (4ч.) |
|||
14 |
|
|
Птицы весной. |
15 |
|
|
Животные весной. |
16 |
|
|
Итоговый урок. |
17 |
|
|
Труд людей летом. |
Литература
Учебник «Живой мир» для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2011.
Е.Д. Худенко Г.А. Федорова «Развитие речи» 2 класс Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.