ФАООП Рабочая программа
Рабочая программа по учебному предмету
"Музыка и движение" предметной области "Искусство"
Нормативно – правовые документы
Рабочая общеобразовательная программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации № 1026 от 24 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умеренной, глубокой, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка и движение" предметной области "Искусство" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Участие обучающегося в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации обучающегося. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: "Слушание музыки", "Пение", "Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Музыка" включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные. Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара, барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок-флейты, палочки, ударные установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты Карла Орфа. Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование, стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов, ковролиновая и магнитная доски, ширма, затемнение на окна. Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2)
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося, воспитанника оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся, воспитанников.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся, воспитанником программы по 2-му варианту АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, программа направлена на формирование двух групп результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП
Личностные результаты освоения АООП включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП
Планируемые результаты освоения предмета "Музыка и движение" предметной области "Искусство"
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР направлена на формирование готовности у обучающихся, воспитанников к овладению содержанием АООП (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку обучающегося, воспитанника к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагогического работника;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Содержание учебного предмета "Музыка и движение"
Содержание учебного предмета "Музыка и движение" представлено следующими разделами "Слушание музыки", "Пение", "Движение под музыку", "Игра на музыкальных инструментах".
Раздел "Слушание музыки".
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Раздел "Пение".
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз).
Раздел "Движение под музыку".
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание или поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета, взмахивание предметом. Выполнение движений разными частями тела под музыку: "фонарики", "пружинка", наклоны головы. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Раздел "Игра на музыкальных инструментах".
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.
Предметные результаты освоения учебного предмета
"Музыка и движение"
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:
- интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
- умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:
- умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях.
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Музыка и движения»
34 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
| | I четверть- 8 часов | |
| | Слушание | |
1 | | Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. | 1 |
2 | | Определение начала и конца звучания музыки. | 1 |
3 | | Слушание быстрой, умеренной, медленной музыки. | 1 |
4 | | Различение быстрой, умеренной, медленной музыки. | 1 |
5 | | Слушание (различение) колыбельной песни и марша. | 1 |
6 | | Слушание (различение) веселой и грустной музыки. | 1 |
7 | | Определение характера музыки. | 1 |
| | Пение | |
8 | | Подпевание отдельных звуков, слогов и слов. | 1 |
| | II четверть- 8 часов | |
1 | | Подпевание припева знакомой песни. | 1 |
2 | | Пение знакомых слов песни. | 1 |
| | Движение под музыку | |
3 | | Топанье под музыку. | 1 |
4 | | Хлопки в ладоши под музыку. | 1 |
5 | | Покачивание с одной ноги на другую. | 1 |
6 | | Начало движения вместе с началом звучания музыки. | 1 |
7 | | Окончание движения по окончанию музыки. | 1 |
8 | | Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение под музыку разного характера. | 1 |
| | III четверть- 11 часов | |
1 | | Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение под музыку разного характера. | 1 |
2 | | Выполнение под музыку действий с предметами (наклоны предмета в разные стороны). | 1 |
3 | | Выполнение под музыку действий с предметами (подбрасывание/ловля предмета). | 1 |
4 | | Выполнение движений под музыку «фонарики». | 1 |
5 | | Выполнение движений под музыку «пружинка» | 1 |
6 | | Движения под музыку в медленном темпе. | 1 |
7 | | Движения под музыку в умеренном темпе. | 1 |
8 | | Движения под музыку в быстром темпе. | 1 |
9 | | Движения под музыку в медленном, умеренном, темпе. | 1 |
10 | | Движения под музыку в медленном, умеренном, быстром темпе. | 1 |
11 | | Повторение по теме «Движение под музыку». | 1 |
| | IV четверть- 7 часов | |
| | Игра на музыкальных инструментах | |
1 | | Тихая игра на музыкальном инструменте. | 1 |
2 | | Громкая игра на музыкальном инструменте. | 1 |
3 | | Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. | 1 |
4 | | Своевременное вступление игры на музыкальном инструменте. | 1 |
5 | | Своевременное окончание игры на музыкальном инструменте. | 1 |
6 | | Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. | 1 |
7 | | Повторение по теме «Игра на музыкальных инструментах» | 1 |
6