Занятие по чтению для дошкольников «К. Чуковский "Федорино горе"»
Цели: Познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям.
Задачи: - учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения; - развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь; - воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Материал: Портрет К.Чуковского, книга «Федорино горе», игрушечная посуда, картинки с изображением посуды, разрезанные на части.
Словарная работа: кочерга, ушат, сито, прусак, сервиз.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации к сказке..
Ход проведения Воспитатель: Дети, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные, смышленые, сообразительные. Поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются с гостями) На столе - посуда и столовые принадлежности, закрытые салфеткой. Воспитатель: Дети, что это у меня на столе (открывает салфетку) Посуда! Сколько разных предметов! Надо их разобрать так, что бы было понятно, какие предметы для чего необходимы. Воспитатель: (вызывает троих детей и даёт им задание): Отберите предметы посуды правильно, назовите их и скажите, для чего они нужны. А вы, дети, смотрите и исправьте ошибки, если ребята сделают что - нибудь неправильно. Дети собирают три группы предметов: столовая посуда, чайная посуда, столовые принадлежности. Воспитатель: Молодцы! Всё правильно сделали, и ребята вам помогли. А теперь я вам расскажу, что произошло однажды с посудой у одной хозяйки, которую звали Федора. Читаю выразительно сказку К. И. Чуковского "Федорино горе".
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? Это история обыкновенная или смешная? Дети высказывают свои впечатления. Воспитатель: Вы жалели Федору, когда от неё сбежала посуда? Дети: Нет, потому что она неряха, грязнуля. Воспитатель: А когда вы за неё порадовались? Дети: Когда она всё чисто убрала и посуду вымыла. Воспитатель: Как её назвал самовар? Дети: Федора Егоровна. Зачитываю этот отрывок. Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем. Повторяем слова и делаем движения вместе со мной. Встали на ножки.
Раз, два, три, четыре, пять, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному) И большую поварешку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Воспитатель: Сколько интересных слов было в сказке, если вы внимательно слушали, то это были такие слова: корыто, кочерга - это что за предметы?
Ответы детей. После ответов объясняю детям сама и показываю картинки с изображением корыта, кочерги, ушата и прусака.
Корыто - половинка расколотого бревешка, обделанная и выдолбленная с плоской стороны. Корыта бывают ветловые, липовые, осиновые; в них стирают, месят хлебы, и из них кормят скот и птицу.
Кочерга́ — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.
Ушат - кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъёма, ношения.
Сито – предмет кухонной утвари в виде обруча с натянутой сеткой с мелкими отверстиями, предназначенный для просеивания сыпучих продуктов. Чаще всего сито используют при просеивании муки.
Прусак – рыжий таракан.
Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз. У нас на столе конверты. В них картинки, но все разрезаны на части и перепутаны. Давайте соберем их и посмотрим, что у вас получилось.
Получается чайный сервиз, столовый сервиз, кухонная посуда. Слово "Сервиз" поясняю, а дети его повторяют:
Сервиз - полный комплект столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек.
Воспитатель: Ребята, сказку «Федорино горе» написал очень известный детский поэт. Сейчас я прочитаю отрывки из его других произведений, а вы попробуете отгадать названия этих стихотворений (отгадки висят на доске). А потом мы вспомним, кто написал все эти произведения.
Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара. Веселиться до утра: Нынче ___________ Именинница! (Муха-Цокотуха)
И прибежала зайчиха, И закричала: "Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик, Попал под трамвай! (Айболит)
Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница)
У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. (Телефон)
Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист. (Мойдодыр)
Воспитатель: Ребята, кто же написал эти сказки?
Дети: Корней Чуковский.
Воспитатель: Правильно. Это наш всеми любимый Корней Чуковский, который написал «Муху- Цокотуху», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон», «Путаница» и многое другое, с которыми мы будем знакомиться потом.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним нашу сказку, которую мы сегодня прочитали. Как называется сказка?
Воспитатель: Какое горе произошло с Федорой?
Дети: От нее сбежала посуда.
Воспитатель: Кто в этом виноват?
Дети: Федора, потому что она их не мыла.
Воспитатель: Поняла ли Федора свою ошибку?
Дети: Да, она всю посуду перемыла.
Воспитатель: Какой совет мы дадим Федоре ивсем ребятам, кто не ухаживает за своими вещами?
Дети: Надо любить свои вещи и аккуратно с ними обращаться.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка учит тому, что в жизни везде должен быть порядок и чистота.
Воспитатель: Я думаю, что у нас все ребята аккуратные, а у кого были ошибки, они их исправят.
Воспитатель: Правильно вы ответили, дети, сказка Корнея Чуковского «Федорино горе» учит опрятности и чистоте. Порядок должен быть везде: и дома, и в детском саду. На этом наше знакомство со сказкой закончилось. Всем большое спасибо!
Потамошнева Наталья Алексеевна