12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мажова Светлана Александровна4760
Образование высшее педагогическое.
Россия, Тульская обл., Венёвский район д.Анишино
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»
31

Занятие по художественному творчеству «Филимоновский Петушок» в старшей группе

Занятие по художественному творчеству «Филимоновский Петушок» в старшей группе

n1626948970.jpg

Автор: Мажова Светлана Александровна

Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи.

Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с филимоновскими игрушками и народными промыслами.
- Учить расписывать силуэт петушка, осваивая простейшие приемы росписи - палочки, елочки, точки.
- Способствовать развитию познавательной деятельности, изобразительных навыков.
- Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.
- Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

y1626949005.jpg
Материал: Альбомы и иллюстрации  с изображением филимоновских игрушек, образцы элементов росписи, гуашевые краски, кисти, стаканчики-непроливайки‚ салфетки.


                                                 Ход занятия:
Воспитатель:
Отгадайте-ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Разноцветный, голосистый,
Яркий, сказочный, пятнистый.
Он, как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку!» (петушок)
Воспитатель: Правильно, ребята, это петушок. Но не простой, а из села Филимоново, Тульской области. Эта деревня находится недалеко от нас свами, и когда вы будете школьниками, то обязательно посетите это интересное место. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки, а потом продавал их на базаре. Его изделия пользовались большим спросом, а дети обожали эти игрушки.
До сих пор сохранились общества мастеров в Тульской области, которые промышляют игрушкой, придумывая новые сюжеты, но по-прежнему придерживаясь традиционной росписи. Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки – частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. В настоящее время, традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева. Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

m1626949059.jpg

Воспитатель: Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета – красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

- красный цвет – символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;

- зелёный говорит о возрождении жизни;

- жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Воспитатель: Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом – обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

    - Сегодня, мы с вами, займёмся творчеством и распишем красочный наряд для нашего Петушка. Хотите, побывать  в роли народных умельцев? (Ответы детей).

n1626949141.jpg

Воспитатель: Ну, а прежде. Быстро стройся по порядку, будем делать мы зарядку!
Физкультминутка - «Петушок»
Ах, красавец-петушок,
На головке гребешок
Крылья к верху поднимает,
Важно головой кивает.
(Показываем на голове гребешок, руки поднимаем вверх и опускаем.
Делаем кивки головой).
Раньше всех петух встает, (хлопки руками по бокам)
Громко на заре поет: (сводим большой и указательный палец),
«Кукареку!»   (показываем петушка)
Хватит спать!
Всем давно пора вставать! (руки в стороны)
Друг на друга посмотрели. И на стульчики присели.
Воспитатель: У вас на столах приготовлены краски, кисти и вырезаны силуэты петушков.  Но, прежде, чем приступить к работе, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Петушок».
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
А теперь возьмем в руки кисть.
Кисточку в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу. (Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены).
Воспитатель: Первым делом мы закрашиваем у петушка гребешок, бородку и клюв красным цветом. Точками намечаем глаза. У нашего петушка длинная, вытянутая шея, она расписана полосками - красная, желтая, зеленая.
Хвост тоже украшаем полосками. А крылья - елочки (показ элементов росписи). Узкие линии проводим концом кисти. Широкие - плашмя (показ способов действия). Линии проводим в одном направлении.
Самостоятельная работа детей.

c1626949183.jpg

Рефлексия:

Воспитатель: Понравилось вам, дети, наши занятие? Какие  краски используют мастера при росписи филимоновских петушков?
Петушки после росписи выглядят яркими, выразительными, добродушными. Вы просто - народные умельцы! Какие молодцы!

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (1)

Этника27, 22.07.21 в 13:46 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Классная разработка! Беру себе на заметку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.