Философия ФГОС ООО: Смыслы и решения
Философия ФГОС ООО: Смыслы и решения Тихова Светлана Анатольевна МОУ-СОШ с. Языковка учитель начальных классов
10 самых востребованных видов занятости в 2010 году в 2004 году еще не существовали Глобальные вызовы 10 самых востребованных видов занятости в 2010 году в 2004 году еще не существовали Каждый 4-й житель планеты работает на своем рабочем месте меньше года, а каждый второй - меньше 5 лет В 2006 году зарегистрировано 31 млн. поисков в системе Google, а в 2008 их было 267 млрд. В год мы производим больше информации, чем за всю предыдущую историю человечества (5000 лет) К 201ё5 году компьютер станет умнее человека (так утверждают технологи), а к 2050- всего человечества <номер>
Мы готовим людей к рабочим местам, которых еще нет, к использованию информационных ресурсов, которых пока не существует, для решения проблем, о которых мы еще не знаем. Мы готовим людей к рабочим местам, которых еще нет, к использованию информационных ресурсов, которых пока не существует, для решения проблем, о которых мы еще не знаем. Что нужно будет человеку через 20 лет? Идея ФГОС - стратегии поведения, необходимые человеку в будущем уже известны. <номер>
На уровне отдельного учащегося: Изменение роли учителя На уровне отдельного учащегося: - инициировать и управлять процессом обучения; - эффективно реагировать на образовательные потребности; На уровне класса: - преподавать в поликультурном классе; - работать на надпредметном и полипредметном уровне; - интегрировать детей со специальными потребностями; На уровне родителей: - давать профессиональный совет родителям; - создавать партнерские связи в сообществе для нужд обучения; На уровне школы: - работать и планировать в команде; оценивать прогресс и систематически планировать совершенствование показателей; осуществлять проекты между школами <номер>
На свете ни единому уму, Смысл образования На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть. И. Губерман <номер>
Качество учительских кадров - самый главный фактор, реально влияющий на качество образования Проблема качества школьного образования Качество учительских кадров - самый главный фактор, реально влияющий на качество образования Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей В Финляндии и Корее учителями становятся ¼ лучших выпускников школы; Качество педагогов отслеживается, некачественно работающие вузы в странах Пизы не получают квоты; Поиск потенциальных учителей активно ведется; <номер>
92% учителей в России с высшим образованием, но большинство из нижней четверти выпускников школ; Нужно ли обновлять ресурс? 92% учителей в России с высшим образованием, но большинство из нижней четверти выпускников школ; 14% учителей пенсионного возраста (в странах ОЭСР- 3-4%); 87% женщин, почти 100% в начальной школе; Наши учителя в год проводят в классе вдвое меньше времени, чем учителя в странах ОЭСР; Самый короткий учебный год в мире (34 недели), самая продолжительная рабочая неделя; Средняя зарплата 5 тыс. $ в год (60% средней по стране). В странах ОЭСР- 38 тыс. $ в год. <номер>
В исследованиях PISA – чтение, математика, грамотность наши результаты ниже средних международных; Результаты международных исследований В исследованиях PISA – чтение, математика, грамотность наши результаты ниже средних международных; Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что ниже, чем средний балл по странам ОЭСР - 493 бала. Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран - участниц PISA. Почти треть российских детей – 27% - не достигли 2-го уровня, они практически не демонстрируют способность применять текст как основу для активного функционирования в современном мире Самые высокие показатели у школьников Шанхая (556 баллов), Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). <номер>
По результатам исследования математической грамотности средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38-40-му местам среди 65 стран - участниц PISA. Результаты международных исследований По результатам исследования математической грамотности средний балл российских учащихся составил 468 баллов (по странам ОЭСР – 496), что соответствует 38-40-му местам среди 65 стран - участниц PISA. Наивысшие результаты показали учащиеся Шанхая со средним баллом 600, Сингапура – 562 балла, Гонконга – 555 баллов. Средний результат российских учащихся по естественно-научной грамотности – 478 баллов. По странам ОЭСР – 501. Среди 65 стран - участниц PISA Россия заняла 37-40-е места. В лидирующей группе – учащиеся Шанхая – средний балл 575, Финляндии – 554 балла, Гонконга - 547 баллов. <номер>
Учащимся дают возможность объяснить свои идеи. Вопрос из анкеты PISA для учащихся: «Как часто на уроках происходит следующее?» Учащимся дают возможность объяснить свои идеи. Учащиеся выполняют лабораторные или практические работы. От учащихся требуют спланировать, как какой-либо вопрос можно исследовать в ходе эксперимента. На уроках используются мнения учащихся об изучаемом разделе или теме. Учащихся просят сформулировать выводы на основе проведенных ими экспериментов, лабораторных или практических работ. Учащимся разрешается планировать свои собственные исследования или эксперименты. На уроках проводятся обсуждения или дискуссии. Фактически здесь перечислены виды деятельности, присутствие которых необходимо в логике ФГОС <номер>
Материалы по исследованию PISA см. на сайте Центра оценки качества образования РАО Материалы по исследованию PISA см. на сайте Центра оценки качества образования РАО http://www.centeroko.ru <номер>
Стандарт как общественный договор Отличительные особенности стандарта второго поколения Стандарт как общественный договор Вариативность стандарта Ориентация на достижение планируемых результатов ФГОС основного общего образования (Стандарт) - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования ОУ, имеющими государственную аккредитацию. Утвержден Приказом МО и науки РФ 17.12.2010г. №1897 12
Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность <номер>
и ресурсы и условия К структуре основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ Отличительные особенности стандарта второго поколения: стандарт как совокупность трех систем требований <номер>
определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; Инновационный характер нового стандарта определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; ориентация на развитие вариативности образования; системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности); определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра; восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов; <номер>
– Основные образовательные программы (начального, основного и среднего (полного) общего образования); Нормативное сопровождение требований к структуре ООП – Основные образовательные программы (начального, основного и среднего (полного) общего образования); - http://edu.crowdexpert.ru общественные консультации по примерной образовательной программе ООО; – учебный план; – фундаментальное ядро содержания общего образования; – система оценки достижений требований стандарта. <номер>
определяют цели образования; Статус примерных учебных программ по предметам определяют цели образования; личностные, метапредметные и предметные результаты; структуру курса и последовательность предъявления материала; основное содержание; варианты тематического планирования; рекомендации по оцениванию; рекомендации по внеурочной деятельности; рекомендации по оснащению и методической литературе. <номер>
Обязательная часть - 70% Составляющие ООП Обязательная часть - 70% Часть формируемая ОУ – 30% Учебные курсы Внеурочная деятельность <номер>
Результаты промежуточной аттестации; Особенности системы оценки планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ Результаты промежуточной аттестации; Результаты государственной (итоговой) аттестации; Учитывается сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач (портфолио). <номер>
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; Критерии оценки результатов, подлежащих проверке и аттестации научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач. <номер>
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); Не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. <номер>
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; Построение образовательного процесса обучающихся с учетом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся <номер>
Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Что такое УУД? Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. В широком значении термин «УУД» означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «УУД» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. <номер>
ЛИЧНОСТНЫЕ: Виды УУД ЛИЧНОСТНЫЕ: смыслообразование самоопределение нравственно-этическое оценивание РЕГУЛЯТИВНЫЕ: целеполагание планирование контроль оценка саморегуляция ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1) ОБЩЕУЧЕБНЫЕ поиск и выделение информации знаково-символические действия, в т.ч. моделирование умение структурировать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме выбор эффективных способов решения задач смысловое чтение отделение главного и второстепенного 2)ЛОГИЧЕСКИЕ: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий , построение логической цепи рассуждений КОММУНИКАТИВНЫЕ слушать партнёра умение дискутировать строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми <номер>
Изучение нового материала Традиционные элементы структуры урока Изучение нового материала Закрепление пройденного Контроль и оценка знаний Домашнее задание Обобщение и систематизация знаний Учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого <номер>
БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель) Организационный блок Мотивационный блок Информационный блок Рефлексивный блок Аналитический (практический) блок Оценочный блок
Особенность реализации системно-деятельностного подхода: Новые подходы ФГОС Особенность реализации системно-деятельностного подхода: цели образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения. Конкретными направлениями освоения деятельностного подхода является приобретение учащимися опыта работы с разными видами источников информации, критического и творческого отношения к знаниям. Реализация поликультурного подхода требует соответствующего анализа и учета интересов, образовательных потребностей разных групп населения. <номер>
Отношение к произошедшему Рефлексивный блок Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта Вопросы: Что нового узнали? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Как изменилось ваше отношение к ФГОС ? <номер>