Финансовая грамотность «Деньги вокруг нас. Электронные деньги»

7
0
Материал опубликован 24 July 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с. Рязаново муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

Ульяновская область, Мелекесский район, с. Рязаново, ул. Октябрьская д.20

 

 

 

Учебно-методическая разработка по преподаванию предмета «Основы финансовой грамотности» в группе дополнительного образования среди учащихся 4-5 классов

 

 

 

 

 

 

Автор: Педагог доп. образования

МБОУ «Средняя школа с. Рязаново»

Диянова Оксана Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Рязаново, 2022

 

 

Тема: «Финансовая грамотность-Деньги вокруг нас, электронные деньги»

Цель:

Сформировать и достичь понимания среди обучающихся термина «Деньги».

Иметь представление о понятии «Электронные деньги»
3. Выявить принципы обращения с денежными средствами.
4. Выявить принципы ведения семейного бюджета, иметь представление о доходах и расходах.
5. Достичь проявления навыка определять необходимые расходы и расходы, от которых можно отказаться.

6. Достичь уважительного отношения к деньгам, труду.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация (приложение1),

 

Ход проведения занятия:

1.Организационный момент.

Обсуждение темы занятия (слайд 1)

- А давайте-ка детишки,

мы откроем с вами книжки,

и посмотрим мы сейчас,

сколько ребусов у нас.

(Ребята открывают книжки-брошюры, напечатанные по слайдам презентации)

- Ребусы-загадки,

Дадут ответ-отгадку (слайд 2)

(В ребусах зашифровано: деньги, валюта, банк, копилка)

- Как вы думаете, что здесь общего? Что мы будем осуждать сегодня? Правильно, поговорим мы о деньгах.

 

2.Актуализация опорных знаний.

1)Что мы знаем про деньги. Давайте посмотрим на изображения денежных купюр (слайд 3)

Ребята рассказывают заранее подготовленные доклады о денежных купюрах (демонстрируются слайды).

10 рублей. (в настоящее время очень редко встречается, чаще используется десятирублевая монета). На этой купюре представлен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы, которая находится на караульной горе, откуда открывается великолепный вид на весь город. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира". (слайд 4)

t1658645452aa.jpg

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигурой, которая восседает на троне - это символ Невы. Вдалеке виднеется Петропавловская крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. (слайд 5)

t1658645452ab.jpg

 

100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульптура с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра. (слайд 6)

t1658645452ac.jpg

 

500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. (слайд 7)

t1658645452ad.jpg

 

1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя). (слайд 8)

t1658645452ae.jpg

 

5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров. (слайд 9)

t1658645452af.jpg

 

- Ребята скажите, как можно назвать деньги, которые мы с вами сейчас рассмотрели?

(ответы детей)

- Такие деньги называются «наличные». От слова «на лицо», то есть мы можем их увидеть, потрогать, расплатиться ими в магазине, получить сдачу такими же деньгами, но меньшим номиналом. Что такое номинал? Кто может ответить? (ответы детей).

Но помимо наличных денег есть еще деньги электронные. Как выдумаете, как они называются? (ответы детей)

 

-Знают взрослые и дети

Есть монеты в интернете

Заработать-нужен труд

Их «биткойнами» зовут.

 

Но, ребята, нужно знать,

Чтоб монету получать,

Нужно хорошо учиться,

Ну и голову включать.

 

Чтобы фермой управлять

Агрономом нужно стать,

А для нашей крипто-фермы

Надо мощность изучать.

 

Я хочу вам рассказать,

Что о фермах нужно знать:

Электричество и байты

Будет много поедать.

 

Что о фермах нужно знать?

Надо сразу понимать:

Можно много заработать,

Можно много потерять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа по теме .

1)Лекция с элементами беседы.

Преподаватель:

- Наш предмет называется «Основы финансовой грамотности». Мы с вами учимся правильно распределять расходы в соответствии с полученными доходами, или, одним словом, составлять бюджет. Очень важно планировать свои расходы, которые напрямую связаны с деньгами электронными или наличными. Кто-то планирует на небольшой промежуток времени, например: на день или месяц. Как говорится «от зарплаты до зарплаты». А кто-то, наиболее дальновидный, на годы вперед, чтобы накопить на пенсию. Что такое финансы? Это деньги. Денежные средства могут быть под рукой – наличные, или на вкладе в банке, на карточке, которыми также можно расплачиваться в магазине. Изучая финансовую грамотность, вы повысите свое благосостояние и избежите ошибок, которые могут сделать финансово не грамотные люди (слайд 13)

Ребята, очень важно понимать разницу между необходимыми расходами, и теми, которые можно отложить. Если правильно распределять свои расходы, и планировать бюджет, то можно со временем накопить на действительно важную и дорогостоящую вещь. Например, можно накопить на машину, квартиру, оплатить образование в престижном ВУЗе, или отложить на пенсию. Многие задумываются, как увеличить свое состояние, как заработать на отложенных деньгах, куда вложить, чтобы не потерять? Эти вопросы мы с вами обсудим, и разберем каждый из возможных вариантов. Например, можно воспользоваться банковскими продуктами, такими, как вклад, который дает гарантированный доход (процент от суммы вклада). Он перекрывает сумму инфляции и деньги не обесцениваются. Можно вложить деньги в золото. Этот драгоценный металл никогда не теряет в цене. При росте стоимости золота, растут ваши сбережения. Также есть возможность вложения в ПИФы (паевой инвестиционный фонд) или акции предприятия. В таком случае, вам будут идти дивиденды по акции, как акционеру. Соответственно, заработать можно разными способами, но это сложный процесс, который требует знаний в данной области. Еще важно отметить, что кто-то получает удовольствие от того, что на его счету растут суммы денег, а кто-то, наоборот, живет ради того, чтобы тратить.

2.)Вопросы для размышления:

Давайте порассуждаем, кто к какой категории относится? (слайд 14)

Например:

Миллионер

Шопоголик

Пенсионер

Студент

 

Подумайте и решите, как сейчас живут люди разной возрастной категории?

Кто из них копит и откладывает деньги, а кто тратит и ничего не может отложить.

Например:

Студент.

Уже живет отдельно от семьи. Родители немного помогают деньгами для оплаты жилья. На все остальные расходы ему приходится подрабатывать. Доход 15000 рублей (Может ли он отложить и накопить?)

Семья из трех человек (25-30 лет + ребенок)

Живут в съемной квартире, задумываются о покупке новой в кредит. Есть материнский капитал на первый взнос. Работает один папа, мама получает пособие на ребенка. Общий доход 40000 рублей. Как вы думаете, как поступит эта семья и смогут ли они откладывать, помимо своих затрат?)

Родители студента. (45-50 лет)

Дети выросли, разъехались. Общий доход 80000 рублей. Помогают сыну, передают ему 15000 рублей (смогут ли они накопить и отложить)

Пенсионеры (60-65 лет).

Получают пенсию 40000 рублей. Ни на кого тратить дополнительно не надо. (Сможет ли он накопить?)

Рассуждая на данную тему, можно отметить, что с возрастом у людей становится все меньше запросов, люди начинают более бережно относиться к деньгам и перестают бездумно тратить направо-налево. Например, пенсионерам не нужно брать кредит на квартиру, т.к. у них она уже есть. А молодой семье жилье просто необходимо. Конечно, государство поддерживает молодые семьи, но все равно очень большой финансовой нагрузкой считается ипотека. Поэтому возможность накопить у среднестатистической семьи появляется только после 45-50 лет.

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы. Но, изучая финансовую грамотность, вы можете понять, как меньше тратить и научиться копить.

Так для чего же нужно откладывать деньги или иметь «подушку безопасности»?

Иногда случаются непредвиденные ситуации, и для выхода из этих жизненных ситуаций необходимо потратить деньги. Например, в любой момент может выйти из строя холодильник, без которого придут в негодность все продукты. Необходимо будет потратить деньги на ремонт или покупку новой техники. Или произошла коммунальная авария, прорвало трубу и затопило дом. Нужно срочно сделать ремонт в квартире, а если еще пострадали соседи, то и им оплатить ущерб. Мы все не застрахованы от болезни. Если заболел кто-то из членов семьи, то понадобится дорогостоящее лечение. Все эти расходы называются непредвиденными. И, как правило, на них необходимо будет потратить большую сумму денег. Поэтому, чтобы не брать кредит в банке, или долг у друзей, необходимо всегда иметь определенный запас денег.

Научитесь копить и откладывать небольшую сумму ежемесячно на понравившуюся вам вещь или телефон (например), а не тратить на нее последние деньги.

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях

(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

- Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. «Вот мы откладываем, откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?

3.) Закрепление .

А сейчас предлагаю вам логические загадки на тему финансовой грамотности (слайд 15)

- Вам нужно 50 р. Вы занимаете 25р. у Маши и 25р. у Саши. Вы идёте в Магазин покупаете Аудиодиск за 45р. У вас осталось 5р. Встретили друга, и он у вас занял 3р. У вас осталось 2р. Эти два рубля вы отдали Саше и Маше - по рублю каждому. Это значит вы остались им должны по 24р. Вы эти деньги на следующий день отдали, а на следующий вы встретили друга, который у вас занимал 3р. Он их отдал. В итоге у нас получается: 24+24=48+3=51 51р. откуда лишний РУБЛЬ???

(Не нужно считать эти 3 рубля, которые ему друг должен, тут надо сложить только те 24 и 24...и еще по рублю, которые отдал)

 

13 советов управления деньгами для детей(слайды 16-19)

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

13. Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, Интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

 

4.Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники:

1. http://www.e-reading.ws\chapter.php\98481\2\Ermasova-Finansy konspekt lekcii.html

 

2. http://xn--clabdnx4g.xn--elaoq2b.aforizm.tel\

 

3. http://nalfin.narod.ru\Million.html

 

4. http://shopping.passion.ru\print\9701\

 

http://www.zanimatika.narod.ru\Narabotki12.htm

 

https://slovo.ws/naurok/klassnomu_rukovoditelyu/text-49949496.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Презентация

t1658645452ag.png

Слайд №1

 

t1658645452ah.png

Слайд№2

 

t1658645452ai.png

Слайд№3

 

t1658645452aj.png

Слайд №4

 

 

t1658645452ak.png

Слайд№5

 

t1658645452al.png

Слайд №6

 

 

 

t1658645452am.png

Слайд №7

 

t1658645452an.png

Слайд №8

 

t1658645452ao.png

Слайд №9

 

t1658645452ap.png

Слайд №10

 

 

 

t1658645452aq.png

Слайд №11

 

t1658645452ar.png

Слайд №12

t1658645452as.png

Слайд №13

 

t1658645452at.png

Слайд №14

 

t1658645452au.png

Слайд №15

 

t1658645452av.png

Слайд №16

 

t1658645452aw.png

Слайд №17

 

t1658645452ax.png

Слайд №18

 

 

t1658645452ay.png

Слайд №19

 

t1658645452az.png

Слайд №20

20

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.