12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Доценко Наталия Евгеньевна15
0

Финансовое просвещение дошкольников в условиях ДОУ по ФГОС.


Финансовое просвещение дошкольников в условиях ДОУ по ФГОС.

Воспитатель МБДОУ «Сказка» Доценко Наталия Евгеньевна


Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самогомалого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно имиуправлять.Дети должны осознавать, что денежные средствазарабатываютсясобственнымтрудом.Поэтомунеоспоримаактуальностьэлементарногоэкономическогообразования детейдошкольноговозраста.

Знакомство дошкольниковсосновамифинансовойграмотности проходитчерезвзаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, чтоспособствуетвсестороннемуразвитиюдетей,позволяетсбольшейэффективностьюподготовитьихкобучениювшколе.Главное-говоритьребёнкуосложноммиреэкономикинаязыке, ему понятном.

Дидактический игровой модуль «POS-терминал»разработан в рамках реализации для детей старшегодошкольного возраста, предназначено для проведения обучения финансовой грамотностидошкольников и направлено на приобретение и развитиезнаний из области финансовыхкатегорий(деньги,цена,стоимость,менять,продаватьит.п.)черезпроведениеразнообразныхигр,

дидактических(“Что продается в магазине?”,“Какой товар лишний?”,“Вдомезарплата”,“Что сколько стоит”, “Что из чего изготовлено”, “Давай поменяемся”, “Что положим в корзину” и т.д.);

настольно-печатных(«Семейныйбюджет»«Учимсяэкономить»);

ролевых(“Магазин”,“Знайка”,“Торговый центр”,“Рекламное агентство”);

Именночерезигруребёнокосваиваетипознаётмир.Сделатьэкономикупонятнойпомогутсюжетно-ролевыеигры,анаиболееинтереснымидоступнымдлядетскоговосприятияпоможетдидактическийигровой модуль «POS-терминал»,котороепозволитактивизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативныекачества.

Цельданногомодуля–оказаниепомощивоспитателювформированииудошкольниковпервоначальных представленийофинансовых категориях.В основном, дошкольные группы, организованные при образовательных учреждениях,этогруппыразновозрастные.Поэтому,применениедиагностикиианализрезультатовмониторингананачалоучебногогодапозволилимнеопределитьначальныйуровеньэкономической воспитанности у детей старшей разновозрастной группы.Анализируяпоказатели, я поставилаперед собойследующиезадачи:

На уровне развития каждого ребенка определили следующие основные

образовательныезадачиизученияосновфинансовойграмотности:

обогатитьсловарныйзапасдошкольниковосновнымифинансово-экономическимипонятиями,соответствующимиих возрасту;

способствоватьформированиюразумныхэкономическихпотребностей,умениюсоизмерятьпотребностисреальнымивозможностями их удовлетворения;

стимулироватьмотивациюкбережливости,накоплению,полезнымтратам;

положитьначалоформированиюфинансово-экономическогомышления;

способствовать формированию основных качеств по умению принятиясамостоятельныхрешений;

сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.




Средиосновныхвоспитательныхзадачвыделиласледующие:

побуждениеинтересак изучениюмираэкономикиифинансов;

воспитаниеуваженияксвоемуичужомутруду,добросовестномуотношениюкпосильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь междучленами семьи, друзьями, соседями;

воспитаниенравственно-экономическихкачествличности:трудолюбия,деловитости,предприимчивости,добросовестности,ответственностиисамоконтроля,уверенности всебе, поисканаилучшеговыхода изситуации;

воспитаниебережногоотношенияковсемвидамсобственности(личнойиобщественной),семейномуи общественномудостоянию,материальнымресурсам;

побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случаеострой необходимостиприйтинапомощь ближнему.

Кромеигровыхмоментовназанятияхиспользуютсягрупповые,индивидуальные,коллективныеформыработы.Курсосновэкономическихзнанийдлямалышейпредполагаетосуществлениемежпредметныхсвязейсматематикой,развитиемречи,окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети неполучали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именнорадость открытиянового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодолениеинтеллектуальныхтрудностейразвивает волевую сферу.

Данный дидактический игровой модуль «POS-терминал» являетсясредствомразвивающегообучения,предполагаетиспользованиесовременныхтехнологий:технологииорганизацииколлективнойтворческой деятельности, коммуникативныхтехнологий,игровыхтехнологий.

Предпочтительноиспользование: проектнаядеятельность, викториныи конкурсы, дидактические игры, моделирование.

Технологиясозданиядидактическогоигрового модуля.

Дидактический игровой модуль «POS-терминал» былразработанвсоответствииФГОСдляиндивидуальныхиподгрупповыхзанятийпообучению детейосновамфинансовойграмотности.


Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в группе.

этап - подготовительный

Цель работы данного этапа заключалась в формировании у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр на занятиях построенных в игровой форме, тем самым помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

этап-развивающий.

Знанияусваиваютсядошкольникамивигреприусловииусложнения содержанияинтеллектуальныхзадач (заданий).Усложнениеносит качественныйхарактеритребуетсоздания проблемно-игровых,проблемно-практических,проблемно-познавательныхситуаций,позволяющихобнаружитьглубинупониманиядетьми техилииныхэкономическихпонятий.Овладениеэкономическимизнаниямивпривлекательнойдляребенкаигровойролипозитивно сказываетсяинакачествеихусвоения.

этап–закрепляющий

Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которыепомогли закрепить полученныезнанияинавыкидетей.


Врезультате,пришликвыводу,чтодидактическиеигрыявляютсяэффективнымсредством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольноговозраста.

Такое игровое обучение интересно и увлекательно длядетей, игра не перегружает их ниумственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в интерес к обучению. У детейформируетсяумениесамостоятельноработатьспредставленнымматериалом,самостоятельноосмысливатьновыйматериал,находитьемуприменениевобразовательной,игровойисамостоятельной деятельностидетей.

Практическиеипознавательныезадачивобластиэкономикинедолжныбытьотвлеченными и надуманными. Важно, чтобы они вытекали из ситуации, с которой детивстречаются в повседневной жизни. Учитывая интересы детей, типичные для детей видыдеятельности, я соединила игру и обучение, что помогло обеспечить единство решенияпознавательных, практических игровых задач.


Вывод


Использование в работе дидактического игрового модуля положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.

Эта работапозволяетактивизироватьпознавательнуюдеятельностьдетей,совершенствоватькоммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий,онисталибережнееотноситьсянетолькокигрушкам,ноикпредметамокружения,творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детскомколлективе.

Такимобразом,практическаязначимостьзаключаетсяввозможностиприменениядидактического игрового модулявразличныхнаправленияхобщегоразвитиядетей(познавательное,речевое,социально–коммуникативноеразвитие)иорганизацииразличныхвидовдеятельностидетей. Модуль носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызываету детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала.Специально подобранные игры, логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познаниясложных экономических явлений. В игре ребенок получает радость, развивают фантазию,воображениеилогикурассуждений.

Созданныеблагоприятныеусловияпозволяюткаждомуребенкунайтисобственныйпутьв «экономику» черезигру,математику,рисованиеит. д.,обеспечивают формирование ипотребности впознании,способствуют умственному и личностному развитию




Список литературы:

Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.

Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013

Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4.

Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018

Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017

Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005

Интернет-ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-finansovoi-gramotnosti-doshkolnikov. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-doshkolniko


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.