Буклет «Роль сюжетно-ролевой игры во всестороннем развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26» дошкольное отделение
группа №15 «Непоседы»
ЖИВИ ИГРАЯ
«Роль сюжетно-ролевой игры во всестороннем развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Автор: Молостова Анна Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории
Особенности детской игры в современных социальных условиях
Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра.
Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования Н.В. Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений.
Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условияхигры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
В ролевой игре, прежде всего, различаются сюжет и содержание.
Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, классовой принадлежности детей, их семейного быта, географических и производственных условий, непосредственно их окружающих. По мнению Д.Б. Эльконина, чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем уже и однообразнее сюжеты их игр.
Все сюжеты ролевых игр в дошкольном возрасте он предложил разделить на три группы:
1) игры с сюжетами на бытовые темы;
2) игры с производственными сюжетами;
3) игры с общественно-политическими сюжетами.
Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в очень незначительном количестве сюжетов. Как правило, это игры, связанные с непосредственной практикой самих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом. В игре у детей среднего дошкольного возраста производимые действия не повторяются бесконечно, а сменяют друг друга. При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определенное отношение к другому человеку в соответствии с взятой ролью.
Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчинено правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил.
Помимо сюжета, Д.Б. Эльконин предложил различать и содержание ролевой игры. Под содержанием игры он понимает то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре.
Основным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками, в которых воспроизводятся действия взрослых людей с предметами.
Совсем иначе проходит игра у старших детей. На первый план выдвигается использование результата действия для другого участника игры (или для куклы, его заменяющей). Действия совершаются ребенком уже не ради их самих, а для осуществления через них определенного отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Основным в содержании становятся отношения между людьми, роли которых взяли на себя дети.
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Дочки-матери»
Цель: Ознакомление со спецификой игры, развитие понятия, что такое семья, взаимоотношения в семье. Уточнить знания детей о месте ребенка семьи (ребенок-сын, брат, внук, дочь, сестра, внучка). Формировать умение выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками (мама заботливо кормит, укладывает спать, стирает и гладит белье, убирает в комнате, готовит вкусный обед, папа работает, бабушка помогает маме - играет с ребенком и гуляет с ним).
Задачи:
1. Учить обогащению социально - игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.
Атрибуты: куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности, столы, стулья, кроватки, утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды, сумки, салфетки, полотенчики, скатерти, искусственные цветы в вазочках и прочее.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).
«Дочки-матери» Для обогащения игр детей подбираем простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы - заменители обогащают ее содержание.
Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, а так же те, кто читает этот буклет и имеет отношение к детям нашей группы!
Для всестороннего развития ваших детей очень важна сюжетно-ролевая игра. У современных детей она скучна и однообразна, примитивные сюжеты не развиваются. Отсюда следует, что плохо развивается воображение и другие психические функции, важные для дальнейшей жизни ребенка.
Вспомните свое детство, в какие игры вы играли, как они были интересны. Хочется, чтобы и у современных детей игра была интересная и захватывающая. Только в игре дети активно развиваются, познают мир.
Для качественной, яркой, интересной и разнообразной игры нам необходимо организовать развивающую предметно-пространственную среду. Без вашей помощи мы не справимся!
Поэтому очень просим вас помочь нам в этом деле, кто, чем может!
Сюжетов для игры огромное множество, поэтому мы начнем с организации предметной среды для СРИ «Дом», «Семья», «Дочки-матери» и подобных сюжетов.
Для этого нам понадобятся: игрушки для малышей (погремушки, неваляшки, матрешки), столик деревянный или пластмассовый, табуретки или маленькие стульчики, маленькие слюнявчики, салфетки тканевые, скатерти, полотенчики, маленькие пеленки и конверты для кукол, одеялки, подушки, простынки, матрасики, ширма с окошком для зонирования помещения, небольшие сумки, авоськи, корзинки, рюкзачки, шляпы, платки косынки, кепки, галстуки, жилетки, кошельки, портмоне, муляжи продуктов, веревка и прищепки, небольшой веничек или метла, совочек, телефоны (нерабочие мобильные или стационарные), бутыли из-под детских шампуней и мыла, детские бутылочки, муляжи бытовой химии и прочее.
Новосибирск 2019г.
Любовь Витальевна
Анна Молостова