Научно-исследовательская работа «Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Пояснительная записка к презентации
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Художественно-эстетическое развитие предполагает (слайд № 2)
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
опыт художественно-творческой деятельности.
К художественно-эстетической деятельности относится: (слайд № 3)
Изобразительная деятельность;
Музыкальная деятельность;
Восприятие художественной литературы;
Театрализованная деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Система работы по художественно – эстетическому развитию, состоит из взаимосвязанных между собой компонентов ( слайд № 4 и №5)
Создание условий для эстетического воспитания ( учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
Организация образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями);
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Создание условий для художественно - эстетического развития (создание
предметно-пространственной среды) (слайд № 6)
Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В группах должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: центры книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.
В уголках музыкальной деятельности….(слайд № 7)
Детские музыкальные инструменты
Магнитофон
В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы
Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
Звуковые книжки и открытки
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
Музыкально- дидактические игры
Музыкально- дидактические пособия
В уголках театрализованной деятельности …(слайд №8)
Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
уголок ряженья
В уголках книг необходимо разместить: (слайд № 9)
Детскую, художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,
тематические альбомы,
книжки-самоделки,
портреты писателей,
подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.
Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо ре-гулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).
«Говорящие книги»
В уголках изобразительной деятельности….
Произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др)
Наглядно-дидактические пособия
Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
Наличие цветной бумаги и картона
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
Эффективно используются раздевалка и коридоры: (слайд №10) в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. А также размещаем работы созданные совместно детьми и родителями.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда(слайд №11) должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса. (работа с детьми и родителями)(слайд № 12)
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие, строится в группе в трех направлениях:
Непрерывная образовательная деятельность;
Совместная деятельность педагогов и детей;
Самостоятельная деятельность детей.
НОД (непосредственно образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….
В группе мы используем разные дидактические игры (слайд № 13)
«Разрезные картинки» - Закрепить знания о выразительных средствах, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество.
«Разноцветные ниточки» - учить детей выделять и называть цвета, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
«Нарисуй узор» - учить составлять композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, наблюдательность, творчество.
Картотеки, альбомы для рассматривания(слайд № 14) Создали библиотеку картотек, продолжаем создавать альбомы - Здесь дети учатся анализировать, делать выводы, развивают речь.
Музыкальные занятия(слайд № 15) - благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка.
Театрализованная деятельность в детском саду(слайд № 16) – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Самостоятельная детская деятельность (слайд № 17) - направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация ….
Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.
Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
(слайд № 18)
Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:
Повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через:
родительские собрания и конференции,
консультации групповые и индивидуальные,
дни открытых дверей,
семинары-практикумы,
папки – передвижки и информационные листы для родителей,
тематические выставки,
Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:
участие в образовательном процессе (рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др. ,)
Участие в реализации проектов, организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника,
Участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.
участие в театрализованных спектаклях ….
Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
Помощь в создании материально-технических условий:
помощь в оформлении развивающей среды,
помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,
организация совместных посиделок.
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
В результате проделанной работы дети приобретают (слайд №19)
умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
у них улучшается восприятие, обогащается сенсорный опыт;
приобретают способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;
проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
Художественно - эстетическое воспитание дошкольников (слайд №20)
Не только формирует художественно - эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.
Художественно - эстетическое развитие
PPT / 7.63 Мб