Научно-исследовательская работа «Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

10
0
Материал опубликован 6 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Художественно-эстетическое развитие предполагает (слайд № 2)

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

опыт художественно-творческой деятельности.

К художественно-эстетической деятельности относится: (слайд № 3)

Изобразительная деятельность;

Музыкальная деятельность;

Восприятие художественной литературы;

Театрализованная деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Система работы по художественно – эстетическому развитию, состоит из взаимосвязанных между собой компонентов ( слайд № 4 и №5)

Создание условий для эстетического воспитания ( учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

Организация образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями);

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Создание условий для художественно - эстетического развития (создание

предметно-пространственной среды) (слайд № 6)

Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. 

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В группах должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: центры книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.

При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.

Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.

В уголках музыкальной деятельности….(слайд № 7)

Детские музыкальные инструменты

Магнитофон

В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.

Звуковые книжки и открытки

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Музыкально- дидактические игры

Музыкально- дидактические пособия

В уголках театрализованной деятельности …(слайд №8)

Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.

ширма;

наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;

театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);

персонажи с разным настроением;

материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);

готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

уголок ряженья

В уголках книг необходимо разместить: (слайд № 9)

Детскую, художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,

тематические альбомы,

книжки-самоделки,

портреты писателей,

подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.

Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо ре-гулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).

«Говорящие книги»

В уголках изобразительной деятельности….

Произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др)

Наглядно-дидактические пособия

Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет

Бумага разного формата, разной формы, разного тона.

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона

Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации

Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Эффективно используются раздевалка и коридоры: (слайд №10) в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. А также размещаем работы созданные совместно детьми и родителями.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда(слайд №11) должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса. (работа с детьми и родителями)(слайд № 12)

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие, строится в группе в трех направлениях:

Непрерывная образовательная деятельность;

Совместная деятельность педагогов и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

НОД (непосредственно образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….

В группе мы используем разные дидактические игры (слайд № 13)

«Разрезные картинки» - Закрепить знания о выразительных средствах, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество.

«Разноцветные ниточки» - учить   детей    выделять    и    называть    цвета, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

«Нарисуй узор» - учить составлять  композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, наблюдательность, творчество.


 

Картотеки, альбомы для рассматривания(слайд № 14) Создали библиотеку картотек, продолжаем создавать альбомы - Здесь дети учатся анализировать, делать выводы, развивают речь.


 


 

Музыкальные занятия(слайд № 15) - благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка.


 

Театрализованная деятельность в детском саду(слайд № 16) – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Самостоятельная детская деятельность (слайд № 17) - направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия: насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация ….

Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.

Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.

(слайд № 18)

Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:

Повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через:

родительские собрания и конференции,

консультации групповые и индивидуальные,

дни открытых дверей,

семинары-практикумы,

папки – передвижки и информационные листы для родителей,

тематические выставки,

Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:

участие в образовательном процессе (рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др. ,)

Участие в реализации проектов, организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника,

Участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.

участие в театрализованных спектаклях ….

Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.

Помощь в создании материально-технических условий:

помощь в оформлении развивающей среды,

помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,

организация совместных посиделок.

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

В результате проделанной работы дети приобретают (слайд №19)

умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

у них улучшается восприятие, обогащается сенсорный опыт;

приобретают способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;

проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;

откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;

используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.

Художественно - эстетическое воспитание дошкольников (слайд №20)

Не только формирует художественно - эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.


Художественно - эстетическое развитие
PPT / 7.63 Мб

 

Предварительный просмотр презентации

Организация образовательной деятельности по художественному развитию в соответствии с ФГОС в ДОУ в группах дошкольного возраста.(из опыта работы) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Колпинского района Санкт-Петербурга Организация образовательной деятельности по художественному развитию в соответствии с ФГОС в ДОУ в группах дошкольного возраста.(из опыта работы) Подготовила: воспитатель Ефимова А. И

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

К художественно-эстетической деятельности относится: Изобразительная деятельность; Музыкальная деятельность; Восприятие художественной литературы; Театрализованная деятельность.

Система работы по художественно – эстетическому развитию, состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: - Создание условий для эстетического воспитания ( учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды); - Организация образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями); - Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Методические пособия Методические пособия

Создание условий для художественно - эстетического развития (создание предметно-пространственной среды)

Группа эстетически оформлена. Имеются центры: Музыкальный

Театральный и центр ряженье.

Изобразительный и книжный центры.

Эффективно используются раздевалка и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие, строится в группе в трех направлениях: Непрерывная образовательная деятельность; Совместная деятельность педагогов и детей; Самостоятельная деятельность детей. Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями)

В группе мы используем разные дидактические игры «Нарисуй узор» «Разрезные картинки» «Разноцветные ниточки»

Картотеки, альбомы для рассматривания

Музыкальные занятия благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Самостоятельная деятельность: Сюжетно – ролевые игры:

Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.

В результате проделанной работы дети приобретают: - умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов; - у них улучшается восприятие, обогащается сенсорный опыт; - приобретают способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке; - проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве; - откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму; - используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.

Художественно - эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно- эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации